Эффекты, "ошибки" и феномены социального восприятия
Психологические особенности и эффекты восприятия
Личностное восприятие (получение и обработка одним субъектом общения информации о другом) ошибочно считается несложным процессом. Однако не всегда учитывается, что на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия. Выделим некоторые психологические особенности построения образа другого человека в процессе его восприятия.
Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера человек зачастую сталкивается с неким объемом фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.
Кроме недостатка информации и ее пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что он успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.
Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.
На процесс восприятия и понимания другого человека помимо действия стереотипов накладывают свой отпечаток и другие факторы, способствующие искажению образа другого человека и затрудняющие взаимопонимание.
Установки. Искаженное представление о личности другого человека часто формируется под действием установок.
В психологии установкой называют сформировавшуюся в человеке неосознанную готовность к определенному поведению, готовность положительно или отрицательно реагировать на те или иные факты, события.
Установка восприятия – это перцептивное ожидание, основанное на прошлом опыте с такими же или подобными стимулами. Другими словами, люди видят, слышат и даже чувствуют то, что они хотят увидеть и услышать. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная.
Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без объективного анализа ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Так, в эксперименте американского психолога Г. Келли двум группам студентов представили нового лектора. В одной группе его предварительно охарактеризовали как очень сердечного, расположенного к людям человека, а во второй – как замкнутого и холодного. И хотя он держался совершенно одинаково и излагал идентичный материал, в первой группе он был воспринят благожелательно и высоко оценен в профессиональном плане, во второй был воспринят менее благожелательно, а уровень его знаний был оценен более низко. Не менее известен эксперимент А. Бодалева, в ходе которого двум группам предъявляли фотографию одного и того же человека и просили составить его психологический портрет, дав одной группе установку, что на фотографии изображен преступник, а другой – герой. Восприятие формировалось в соответствии с установками.
Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно мы готовы отнестись к тому или иному человеку. Такие отрицательные предвзятые взгляды ("все люди – эгоисты", "все учителя – формалисты", "все чиновники – взяточники" и т.д.) могут препятствовать объективному пониманию поступков реальных людей.
Знание установок позволяет сформулировать прямые рекомендации для делового общения. Когда к партнеру по общению формируется негативное отношение, следует подумать, не обусловлено ли оно соответствующей установкой. И еще: не нужно торопиться делать свои суждения о людях достоянием окружающих.
Наиболее изученной и богатой фактическим материалом является область социальной перцепции, связанная с описанием ее основных феноменов, эффектов, проявлений. Все эти эффекты и феномены одновременно являются и своеобразными "ошибками" (проявлением неточностей социальной перцепции), и важнейшими закономерностями, причины которых коренятся в фундаментальных особенностях психики. Выделим среди всех эффектов, искажающих восприятие, наиболее важные для ситуаций межличностного восприятия в деловом общении.
"Эффект ореола" является наиболее известным среди всех ошибок межличностного восприятия. Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны. Этот эффект приводит к тому, что информация о человеке накладывается на заранее сложившийся в памяти образ. Этот образ и играет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты воспринимаемой личности. При этом "эффект ореола" может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок. "Сначала я работаю на зачетку, а потом зачетка работает на меня" – так этот эффект формулируется студентами. Однако часто от самого человека зависит далеко не все: особое значение имеет та информация, зачастую имеющая негативный характер, которую получают о нем окружающие еще до непосредственного контакта.
"Эффект первичности" действует в отношении восприятия ранее незнакомых людей и состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, и ее высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой информации, поступившей позже. Он называется также "эффектом знакомства", или "первого впечатления". Как показывают исследования, эта начальная информация крайне важна: она получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем с трудом поддается коррекции. В основе этого эффекта лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценивания.
"Эффект новизны", в отличие от предыдущего, относится не к восприятию незнакомого человека, а к восприятию уже знакомого. Когда речь заходит о близких людях, более достоверной почему-то становится последняя, новая информация. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее и которые далее повлияют на развитие отношений. Более новая информация об известном человеке оказывается субъективно наиболее значимой.
Эффект "роли". Следует отличать личностные особенности самого человека и его поведение, определяемое ролевыми функциями. Руководитель, к примеру, может быть весьма мягким человеком, тем не менее, стараясь создать у подчиненных впечатление жесткости и требовательности, он может показаться даже бессердечным. Однако исполнение ролевых функций способно на самом деле оказать воздействие на личность (освоение какой-либо профессии в психологии часто связывается с понятием "профессиональная деформация").
"Эффект ожиданий", или "эффект Пигмалиона" заключается в том, что в процессе общения его участник в результате получает от партнера по общению ту обратную связь, на которую он и рассчитывал. Если он ожидает, что собеседник будет скованным и закрытым – получит такого; предполагает легкость и простоту в общении – спровоцирует партнера именно на такую линию поведения. Наше открытое и добросердечное поведение в некоторой степени является залогом такой же реакции со стороны партнеров по общению.
"Эффект проекции". Проецирование на людей собственных качеств вызывает установку на ожидание от них соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. Д. Карнеги обращал внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: "Я бы так не поступил". Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого от него ждать. "Эффект проекции" связан с уровнем развития рефлексивного механизма. Человеку, конечно, проще увидеть то, что ему хорошо знакомо и понятно, т.е. самого себя в другом человеке.