РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
В результате изучения материала данной главы студенты должны:
знать
- • основные этапы становления российской модели КСО;
- • историю меценатства в России;
- • современное отношение общества и бизнеса к корпоративной социальной ответственности;
уметь
- • анализировать социальные отчеты российских компаний;
- • выделять основные направления социальной активности российских компаний;
владеть
- • навыками выстраивания диалога между властью и бизнесам в вопросах социальной политики;
- • инструментами выстраивания социально ответственной политики, приносящей прибыль компании.
История меценатства в России
В произведениях А. Н. Островского, А. М. Горького, советских учебниках истории рисовался образ жесткого предпринимателя-эксплуататора, чуждого переживаниям простого народа. Однако в реальности существовал и другой подход. Традиции социальной ответственности бизнеса в России насчитывают не одно столетие. Первые примеры социально ответственного поведения крупного отечественного купечества можно найти уже в XVII в. На протяжении дальнейшего развития нашей страны эта традиция развивалась и укреплялась вплоть до начала XX в. Интересно, что сегодня, после 70 лет советской системы, российское бизнес-сообщество возвращается в логику и систему социальной ответственности, близкие по духу и моделям дореволюционной эпохе. Не претендуя на всесторонний анализ истории меценатства в России, рассмотрим основные вехи и деятельность наиболее ярких представителей этого явления.
Отличительной особенностью отечественного предпринимателя являлась убежденность особой миссии, возложенной на богатых людей. Богатство воспринималось как благо, данное на время, чтобы человек мог им правильно распорядиться, проявив участие в судьбе обездоленных. Так, многие предприниматели не ограничивались заботой о своих работниках, но принимали активное участие в общественно-политической жизни, готовя реформы 1861 г. и даже поддерживая русских революционеров.
Также можно найти примеры истинно «отеческого» отношения помещиков к крестьянству.
В основном социально ориентированная деятельность российских предпринимателей сводилась к следующим направлениям: коллекционерство, образование и культура, призрение бедных и создание хороших условий труда.
Коллекционерство. Это можно назвать общим увлечением богатого сословия на рубеже веков. В основе лежало как стремление следовать моде, так и чисто прагматические соображения: за подаренную государству коллекцию можно было получить дворянство[1]. Вместе с тем важно отметить, что в большинстве случаев коллекционеры руководствовались не только инвестиционными соображениями, но и стремлением поддержать талантливых, но бедных художников. Наиболее известна деятельность таких благотворителей, как Бахрушины, Третьяковы, Щукины, которые одновременно являлись крупными фигурами русской культуры. Отдельное место в этом списке занимает С. Ю. Нечаев-Мальцов, основатель Музея изящных искусств им. Александра III (сейчас ГМИИ им. А. С. Пушкина), пожертвовавший на создание музея в 10 раз больше, чем царская семья[2].
Образование. Содействие образованию и просвещению принимало разные формы: иногда речь шла о простом финансировании образовательных учреждений, а иногда о большой научной и культурной работе. Рассмотрим отдельные примеры.
В 1907 г. был основан Московский коммерческий институт для подготовки квалифицированных кадров для российской промышленности и торговли. В попечительский совет вошли такие крупные московские предприниматели, как А. С. Вишняков, В. П. Рябушинский, А. Л. Кноп, И. А. Морозов.
Незадолго до революции семья Абрикосовых, известных производите- лей-кондитеров, являлась попечителями шести городских училищ, детской больницы им. В. Е. Морозова, а также учредила и полностью содержала бесплатный городской родильный дом. Оба медицинских учреждения работают до сих пор.
Известный экономист конца XIX в. Н. А. Найденов делом своей жизни сделал изучение истории и памятников Москвы. Благодаря этому на свет появились найденовские альбомы, содержащие фотографии, панорамные снимки и описание старой Москвы.
Отдельно надо остановиться на благотворительной деятельности семьи Морозовых. В. А. Морозова финансировала целую сеть благотворительных учреждений при фабриках Тверской мануфактуры: больницу, аптеку, приют для сирот, дом призрения, училище, библиотеку и пр. Со временем традиции семьи были продолжены ее сыновьями. Так, И. А. Морозов построил театр «для духовных концертов» для рабочих. По иронии судьбы именно на фабрике Морозова вспыхнуло одно из крупнейших восстаний, жестоко подавленное войсками, а само здание в 1905 г. стало местом революционных собраний. Сразу после описанных событий Морозов закрыл театр и другие объекты, но до самой революции оказывал финансовую помощь С. П. Дягилеву и собрал выдающуюся коллекцию живописи, которая впоследствии была национализирована.
Призрение бедных. На начало XX в. в России было зарегистрировано около 5 тыс. благотворительных обществ и более 6 тыс. благотворительных заведений. На две трети они финансировались частным капиталом, в котором крупнейшую долю составляли купеческие средства[3].
Одним из крупнейших жертвователей на нужды малообеспеченных семей был Г. Г. Солодовников. Владелец пассажа на Кузнецком Мосту и театра на Большой Дмитровке (Театр оперетты) завещал все свое 20-миллионное состояние для строительства домов дешевых квартир в Москве, которые до сих пор стоят и используются на улице Гиляровского.
Создание хороших условий труда. В целом российский капитализм отличался достаточно жестким отношением к рабочим. Тем не менее встречались яркие исключения. Так, еще в 1870-х гг. московский суконный фабрикант Четвериков уже ввел девятичасовой рабочий день, в то время как в среднем рабочий день длился от 11 до 12 часов. Он же ввел практику копартнершипа, т.е. участия рабочих в прибылях фирмы, с целью формирования у рабочих большей ответственности за успехи своего предприятия.
А. И. Коновалов в Костромской губернии сократил рабочий день и за счет фирмы построил школы для детей рабочих, читальни, клуб, больницы и родильные дома, а также домики для семейных работников.
Следует признать, что такие примеры — скорее исключение, чаще условия труда для рабочих улучшали не по доброй воле владельца, а в результате массовых забастовок (например, Морозовская стачка 1885 г.).
Ради справедливости надо отметить, что, несмотря на свою широкую помощь малоимущим, предприниматели, особенно купцы, никогда не пользовались большим уважением реципиентов помощи и воспринимались чаще как мошенники, а не благотворители.
В равной степени власть также не всегда одобряла социально ориентированную деятельность промышленников. Ярким примером может служить судьба II. В. Мешкова. Он жертвовал большие деньги на нужды народного образования и библиотеки, платил стипендии талантливой молодежи, был членом Пермского губернского училищного совета. Из-за своей активной деятельности в 1902 г. был признан властями неблагонадежным и выведен из состава совета.