Исторический подход

Рассматривая ту или иную проблему, психологи, естественно, обращают внимание на исторический аспект. Невозможно понять тот или иной процесс, то или иное явление без учета того, что ему предшествовало, какие концепции сложились прежде. По мнению К. Ясперса, биографии, создаваемые в рамках гуманитарных наук, охватывают мир, направления духовной жизни, исторические периоды в той мере, в какой они представлены в личности и проявляют себя через нее[1]. Наиболее ценный материал обнаруживается в жизнеописаниях исторических личностей. По старательность, с которой, по словам психиатра, составляются истории болезни, анамнезы, позволяют представить многие психологические феномены со значительной степенью наглядности и непосредственной убедительности.

Биографии — это такие истории болезней, которые не столько пытаются представить отдельный феномен или отдельного индивида всего лишь как частный случай известного заболевания, сколько предназначены для наглядной демонстрации жизни человека в целом. Обозревая множество психиатрических биографий и историй болезни, мы можем видеть, насколько различны подходы к способу представления наблюдаемых фактов и явлений, присущие тем или иным историческим эпохам и культурам. Иногда особое внимание обращалось на сенсационных персонажей — в особенности на преступников; в других же случаях истории болезни всецело сосредоточивались на предполагаемых универсалиях и в итоге вырождались в нечто скучное и бессодержательное.

Затем появилась школа психиатров Э. Крепелина с ее описаниями течения заболеваний (исследователи при этом руководствовались идеей нозологической единицы, а иногда дружески-сочувственным отношением к отдельному случаю). Процедура превратилась в метод нозологического исследования и незаметно переросла в биографику.

  • [1] Ясперс К. Общая психопатология. С. 814.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >