Мифы о любви
Миф о Психее, приведенный в первой главе, — трепетная история о превратностях любви. Древняя мифология повествует о том, как боги влюблялись в смертных. Шумерский миф рассказывает о Гильгамеше, существе одновременно земном и небесном. Внимание небожителей должно быть лестным для полубога, его пылко любит богиня Иштар, но Гильга- меш отвергает ее. Тогда Иштар повелевает небесному быку убить того, кто не загорелся от ее любовного пламени. Вот какие испепеляющие страсти, как выясняется, испытывают вседержители. К счастью, герой не погибает.
Верховный греческий бог, восходящий к индоевропейскому божеству неба, Зевс имел потомков не только от богинь, земные женщины также испытывали его неукротимую страсть. Под золотым троном громовержца возникают вспышки молнии. Глухо рокочет гром. Через две выбоины в скалах несутся к Зевсу молитвы и клятвы смертных, их покаянные признания. Бог слушает и принимает решения. При этом сам он обнаруживает обыкновенные человеческие чувства. Вот приглянулась ему смертная женщина. Зевс в диковинном одеянии слетает с Олимпа и в поле, благоухающем чабрецом, настигает предмет своей необузданной, божественной страсти.
Бог подземного царства Аид похитил дочь Деметры и Зевса Персефоиу. Однажды она рвала на лугу цветы, стараясь не смотреть на нарциссы, как ей наказывала мать. Но вот перед ней оказался огромный нарцисс, пылающий белизной и пурпуром. Не одолев искушения, Персефона протянула руку к его лепесткам. И тут земля разверзлась, из бездны появилась колесница, запряженная черными конями. Дочь Деметры оказалась в подземном царстве, где о ее красоте, судя по всему, знали давно... Глубокие недра таинственным образом связаны с небесным Олимпом. Любовная страсть соединяет богов, титанов и смертных.
Зачатки самых различных проявлений эроса есть в каждом человеке. Будучи целомудренным, он знает подземные толчки страсти. Посвящая себя Богу, испытывает силу земных наваждений. Содрогаясь от дьявольских внушений, обретает себя в живой любви. Любовные чувства универсальны. Но культура, несомненно, оказывает воздействие на эротику.
Отчего в истории оргии соседствуют с примерами возвышенного целомудрия, одухотворенной любви? Почему романтические чувства сменяются почитанием разнузданных наслаждений? Отчего даже в одной культуре мы видим разноликость Эроса? Ответ отчасти прост: все это заложено в человеческой природе.
Однако откуда рождается любовь? Что могут философы, психологи сказать об этом чувстве? Несколько лет назад актер Николай Еременко-млад- ший сказал: «Именно любовь среди людей подтверждает наличие Бога...» Сказано неплохо, но это еще не концепция. В самом деле, как можно объяснить присутствие в мире глубинного завораживающего чувства?
Любовь, любовь! — гласит преданье, —
Союз души с душой другой...
Их единснье, сочетанье,
И роковое их слияние,
И поединок роковой!..
И чем одно из них слабее В борьбе неравной двух сердец,
Тем неотступней и вернее Оно изноет наконец.
Ф. Тютчев.
Предопределение
Откуда этот союз души с душой другой? Слушаем философа.