Ядро психики
Вместе с гем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порой и просто невозможно. Даже в состоянии гипноза индивид не преступает пределов ценностных предпочтений, обнаруживает странную неподатливость поведения. В глубинах естества человек остается неизменным, не поддающимся внешнему воздействию.
Стремление вытравить из человека личностное содержание нередко оборачивается неожиданным эффектом. Наш соотечественник философ Э. Ю. Соловьев отмечал такой факт. В гитлеровских концлагерях пытались создать идеального заключенного, способного безропотно выполнять все программы. Этой цели фашисты добивались изо всех сил. Но вот незадача: «идеальный заключенный», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества самосохранения. «Идеальный заключенный» был истощен, но не испытывал чувства голода, не ел, пока надзиратель не скажет: «Ешь!» Он двигался машинально, безропотно слабел и наконец, что называется, «весь вымирал».
В философско-психологической литературе сложилось убеждение, будто социально и психологически обусловленный конформизм (готовность жить по заданным образцам) не имеет предела. Однако постепенно выяснилось, что обработка сознания захватывает лишь внешнюю оболочку психики. Конформист легко усваивает привычные стандарты, трафаретно воспроизводит их. Но его собственное внутреннее содержание равно нулю. Поэтому оно оказывается малопродуктивным для тотальной манипуляции. В нем нет устойчивого ядра, которое складывается в результате самостоятельной работы мысли.
В то же время человек катастрофически утрачивает представление о подлинности своего внутреннего мира, о специфически человеческом. Разрушение известных традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, стремительное изменение окружающей обстановки, вызывающее «футурошок» (шок от будущего), находит отражение в массово-психологических процессах.
Значительные перспективы для развития психологии открывает трансперсональная психология. С. Гроф в книге «Психология будущего» раскрывает некоторые достижения современной психологии. Есть факты, которые подтверждают одушевленность космоса. Исследования показали, что надличностные переживания нельзя отбрасывать как бесполезные продукты больной психики. То, что такие состояния обеспечивают доступ к новой точной информации о различных аспектах бытия, не оставляет сомнения. Эти переживания эмпирически доказывают, что психика отдельного человека не имеет границ и, в сущности, соизмерима со всем его бытием.
Эмпирические факты свидетельствуют также о существовании архетипов. В прошлом столетии К. Г. Юнг возродил древнюю идею архетипов и ввел их в современную глубинную психологию в виде психологических принципов, изначальных организующих структур психики. Юнг и его последователи исследовали и очень подробно описали важную роль, которую архетипы играют в жизни отдельных людей, народов и природы. Во многих научных статьях и книгах, а в также популярных произведениях авторов, имеющих юнгианскую ориентацию, утверждается, что наши личные качества и поведение отражают динамику мощных архетипических принципов и что мы воплощаем эти характерные архетипические темы в своей повседневной жизни.
«Важная особенность архетипов, — пишет С. Гроф, — это то, что они не привязаны к человеческому мозгу, но, скорее, действуют из запредельных сфер и производят синхронное влияние как на психику отдельного человека, так и на происходящие в мире события. Союз научной астрологии и архетипической психологии, основанной на трудах К. Г. Юнга, обеспечивает невиданный прогресс обеих этих областей. Он привносит математическую точность астрономии в творческий и образный мир глубинной психологии, существенно обогащая возможности как теоретических гипотез, так и клинических прогнозов»[1].
Гроф указывает также на открытие синхронности. Принцип синхронности как существенная альтернатива линейной причинно-следственной связи был впервые подробно описан К. Г. Юнгом. Согласно Юнгу, синхронность не причинно-следственный связующий принцип, который относится к важным совпадениям событий, разделенных во времени и пространстве. Юнга, который вообще интересовался странными совпадениями, главным образом интересовали те из них, в которых различные внешние события имели осмысленную связь с внутренними переживаниями, например со снами, фантазиями и видениями.
Удивительные синхронности бывают связаны с различными видами надличностных переживаний. Синхронные события часто сопровождают переживание опыта прошлой жизни, а также часто возникают во время внутренней встречи с архетипическими персонажами и мотивами.
Трансперсональные психологи указывают на психологическое значение рождения. Их наблюдения становятся существенной поддержкой для астрологии, которая давно придавала большое значение моменту рождения как символическому предшественнику всей картины жизни. Они также связаны с еще одним основополагающим принципом астрологии, который точно определяет связь между глобальными событиями и тем, что происходит в жизни отдельных людей. Таким образом, степень и природа участия людей в коллективных событиях, а также конкретные случаи из жизни являются отражениями их личных планетарных транзитов.
* * *
Таким образом, психология сегодня находится на весьма перспективном пике развития. Роль психологии в современном мире, особенно в новом тысячелетии, решительно преображается. Возникает новая цивилизация, и она несет с собой множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Необычайная скорость социальных и культурных преображений, неспособность многих людей адаптироваться к новым реалиям, распад идентичности (т.е. способности правильно осознавать и воспринимать себя), обнаружение новых антропологических свойств человека — все это выдвигает психологию на передний рубеж современного знания.
- [1] Гроф С. Психология будущего. М., 2001. С. 402—403.