Международное частное трудовое право Европейского Союза

Коллизионное регулирование трудовых отношений в рамках ЕС осуществлялось сначала через Римские конвенции, подписанные в 1980 г. и получившие сокращенные названия Рим 1 и Рим II: Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I), и Конвенция о праве, применимом к внедоговорным обязательствам (Рим II).

В дальнейшем, после передачи полномочий в области коллизионного регулирования на уровень институтов Европейского сообщества, конвенции были преобразованы в регламенты: Регламент № 593/2008/ЕС о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I) и Регламент № 864/2007/ ЕС о праве, применимом к внедоговорным обязательствам (Рим II).

Статья 8 Регламента № 593/2008/ЕС посвящена коллизионному регулированию индивидуального трудового договора.

Основным коллизионным принципом названа автономия воли сторон (lex voluntatis) — индивидуальный трудовой договор регулируется правом, выбранным сторонами при условии, что этот выбор не может повлечь за собой лишение работника защиты, предоставляемой ему положениями, от которых не разрешается отступать посредством соглашения в соответствии с правом, которое при отсутствии выбора подлежало бы применению на основании параграфов 2—4 ст. 8. Таким образом, через императивные нормы реализуется защита слабой стороны в международном частном трудовом праве ЕС.

При отсутствии выбора, осуществленного сторонами, последовательно применяются три коллизионные привязки: lex loci laboris (закон места обычного выполнения работы); закон места нахождения работодателя; proper law (закон наиболее тесной связи).

Страна, в которой обычно выполняется работа, не считается изменившейся, когда работник временно выполняет свою работу в другой стране (п. 2 ст. 8 Регламента № 593/2008/ЕС). Однако к трудовым отношениям командированных работников должны применяться еще положения Директивы № 96/71/ЕС, которая установила свод императивных норм для минимальной защиты, который должен соблюдаться в принимающей стране работодателями, направляющими работников для выполнения временной работы на территорию государства — члена ЕС, где оказываются услуги.

Свод четко определенных правил защиты должен соблюдаться поставщиком услуг, несмотря на продолжительность временного откомандирования работника.

Директива № 96/71/ЕС распространяет свое действие на деятельность предприятий, созданных в государстве — члене ЕС, которые в рамках транснационального оказания услуг командируют работников на территорию государства — члена ЕС.

В ст. 2 дается определение «командированного работника» — это работник, который на определенный ограниченный период выполняет работу на территории иного государства — члена ЕС, чем то, на территории которого он преимущественно осуществляет свою трудовую функцию.

На основании ст. 3 государства — члены ЕС должны обеспечить условия, в соответствии с которыми вне зависимости от законодательства, подлежащего применению к отношениям найма, предприятия, оказывающие трансграничные услуги, гарантируют работникам, откомандированным на их территорию, условия занятости, охватывающие следующие вопросы, установленные в государстве — члене ЕС, где выполнена работа:

a) максимальные периоды работы и минимальные периоды отдыха:

b) минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск;

c) минимальный уровень оплаты, в том числе сверхурочной работы; данное положение не затрагивает дополнительные пенсионные программы за выслугу;

d) условия найма работников, в частности, направление работников на предприятия с временной занятостью;

e) здоровье, безопасность и гигиена на рабочих местах;

f) гарантии в отношении условий занятости беременных женщин, женщин недавно родивших детей, и в отношении детей и подростков;

g) равенство между мужчиной и женщиной и другие положения по недопущению дискриминации.

Очень важно, что указанный свод императивных норм для минимальной защиты должен быть закреплен в соответствии с законодательными, регламентарными или административными положениями, и (или) в соответствии с коллективными договорами или арбитражными решениями, которые были провозглашены подлежащими универсальному применению.

В Регламенте № 864/2007/ЕС содержится коллизионная норма, определяющая применимое право к вопросам ответственности за проведение забастовки или локаута.

Статья 9 закрепляет подлежащим применению к внедоговорному обязательству, которое относится к ответственности лица, действующего в качестве работника или работодателя, или к ответственности организации, представляющей профессиональные интересы указанных лиц, за вред, причиненный продолжающимися или завершившимися забастовкой или локаутом, право страны, где были предприняты забастовка или локаут.

На сегодняшний день вопросы юрисдикции по трудовым спорам закреплены в разд. 5 Регламента № 1215/2012/ЕС о юрисдикции, признании и исполнении решений но гражданским и торговым делам (ст. 20—23).

Устанавливается основное правило альтернативной подсудности: к работодателю, имеющему место нахождения в одном из государств — членов ЕС, может быть предъявлен иск:

  • 1) в судах государств — членов ЕС, где он имеет постоянное место нахождения; либо
  • 2) в другом государстве — члене ЕС:

a) в судах но месту, где работник обычно выполняет свою работу, или в судах по последнему месту выполнения работы; либо

b) если невозможно определить государство, где работник обычно выполняет свою работу, — в судах по месту, где располагается или было расположено основное место деятельности работодателя (ст. 21).

Иски к работнику со стороны работодателя могут предъявляться только в суды государства — члена ЕС, в котором работник имеет постоянное место жительства (ст. 22 Регламента).

Статья 23 Регламента № 1215/2012 устанавливает правило договорной подсудности на основании соглашения о юрисдикции, заключаемого после возникновения спора в пользу выбора подсудности работником.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >