СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД КОРЕННОЙ ЛОМКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (1930-1941)
Советский Союз в условиях развертывающейся Второй мировой войны
В 30-х гг. мир со все. большим ускорением двигался к новой мировой войне. Отчетливо выявилась группа агрессивных держав, которые не только жаждали передела границ, но и мечтали о мировом господстве. В то время крупнейшие государства Запада проявили стратегическую близорукость, ведя политику, рассчитанную на то, чтобы повернуть агрессию Германии и Японии против Советского Союза, а самим остаться над схваткой. Именно поэтому они избрали курс на попустительство агрессорам.
Уже в начале 30-х гг. милитаристская Япония напала на северовосточный Китай и быстро захватила его, создав там марионеточное государство Маньчжоуго. В 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер, совершенно откровенно заявивший о своих далеко идущих агрессивных планах. Поскольку он обещал направить агрессию не на запад, а на восток, это вполне устраивало Францию и Англию.
В 1935 г. развязала войну и фашистская Италия, напавшая на мирное африканское государство - Абиссинию (Эфиопию) и увязшая в борьбе с хотя и плохо вооруженным, но свободолюбивым народом. В 1936 г. генерал Франко возглавил военный мятеж против республиканского правительства Испании. Ему активно помогали Италия и Германия. А демократические государства Запада проводили политику "невмешательства", отказав в поддержке законному правительству Испании. Советский Союз старался помочь испанским республиканцам, но встречал на этом пути большие препятствия, прежде всего чисто географического свойства.
В конце того же года Германия и Япония заключили так называемый антикоминтерновский пакт. Позже к нему присоединилась и Италия. Практически это означало, что Советский Союз берется в клеши антисоветских держав.
В 1937 г. Япония напала на Центральный Китай, но эта экспедиция не прошла так легко, как в Маньчжурии. Японцы ввязались в тяжелую войну с китайским народом.
В 1938 г. развертываются события, уже непосредственно приведшие к началу большой войны. Вскоре после прихода Гитлера к власти он предпринял шаги к пересмотру Версальского договора 1919 г. В 1936 г. была проведена ремилитаризация Райнской зоны, т.е. германские вооруженные силы снова вышли на французскую границу. Весной 1938 г. Гитлер, благодаря помощи тамошних национал-социалистов, без единого выстрела захватил Австрию.
Важнейшим дипломатическим стартом Второй мировой войны явилось известное Мюнхенское соглашение. Дело в том, что упоенный легко одержанными победами Гитлер предъявил осенью 1938 г. территориальные претензии к Чехословакии, поскольку здесь проживало большое количество немцев, сосредоточенных преимущественно в так называемой Судетской области. Именно эту-то область и захотел получить Гитлер, опираясь также на местных нацистов, поднявших даже мятеж. У Чехословакии были возможности сопротивляться агрессору, тем более что она могла рассчитывать на договоры о взаимопомощи с Советским Союзом и Францией. СССР выразил решительную готовность выполнить договор, вплоть до военного вмешательства. Однако Франция и вместе с ней Англия пошли по другому пути, продолжив политику умиротворения агрессора. Еще хлеще поступила Польша: пользуясь случаем, она тут же предъявила претензии на Тещинскую область, желая отторгнуть ее от Чехословакии. В Мюнхене была созвана конференция четырех держав - Германии, Италии, Франции и Англии, на которой было решено пожертвовать интересами Чехословакии. Получив такой "подарок", Гитлер, однако, аппетита не умерил. В марте следующего года он прихватил уже всю Чехословакию. Она была разделена затем на так называемый протекторат Богемия и Моравия, вошедший в состав райха, и марионеточное государство Словакию, также оккупированное Германией. Закарпатье было подарено фашистской Венгрии.
В том же марте, без всякого политического шума, Гитлер отобрал у Литвы ее единственный порт Мемель (Клайпеду). Запад как бы не заметил и этого.
До начала большой войны оставался всего один шаг. 31 марта 1939 г. Гитлер принял решение о разгроме Польши, а уже в апреле подписал директиву о подготовке войны с ней.
В условиях развертывавшихся событий Советский Союз вел настойчивую дипломатическую борьбу за создание системы коллективной безопасности в Европе. Практически это означало заключение договоров с ведущими державами Европы против Германии. Однако Франция и Англия упорно не шли на такое соглашение. Правда, весной 1939 г. под давлением общественного мнения было решено все же сделать определенные шаги в этом направлении. Переговоры с СССР были начаты. Но западные делегации неспроста состояли из второстепенных лиц, к тому же не облеченных серьезными полномочиями, да и договариваться они, в сущности, ни о чем не хотели, а тянули время. Не удивительно, что переговоры зашли в тупик, хотя Советский Союз пошел на самые широкие уступки. Камнем преткновения была позиция Польши - союзницы Франции и Англии, не желавшей пропустить в случае возможной войны советские войска через свою территорию.
В условиях, когда создать систему коллективной безопасности явно не удавалось, советское руководство стало искать иные способы защиты своей страны. Еще весной 1939 г., выступая на XVIII съезде партии, И.В. Сталин заявил о необходимости воспрепятствовать попыткам втянуть Советский Союз в войну. Внимание к вопросам внешней политики было подчеркнуто назначением председателя СНК В.М. Молотова по совместительству наркомом иностранных дел.
В то же время сманеврировала Германия. Летом 1939 г. германское руководство начало настойчиво искать контакты с Советским правительством. Последнее не спешило со встречей. И только тогда, когда обнаружился провал переговоров с Англией, Францией, было дано согласие принять в Москве министра иностранных дел Германии И. Риббентропа.
23 августа 1939 г. в течение одного дня был подготовлен и подписан Договор о ненападении с Германией. Через неделю, 31 августа, он был ратифицирован Верховным Советом СССР1. Сам по себе этот Договор не был чем-то особенным в международном обороте: два государства просто договорились не нападать друг на друга.
Подобные договоры, кстати, уже имелись у Германии с Польшей (1934 г.) и Англией, а только что, в июне 1939 г., были подписаны с Латвией и Эстонией. Однако в мире этот пакт произвел эффект разорвавшейся бомбы. Мировая общественность привыкла к тому, что коммунисты и национал-социалисты - заклятые и непримиримые враги. И вдруг - такое примирение. Это было глубоким разочарованием и для руководителей Франции и Англии, мечтавших именно о том, чтобы Германия и Советский Союз враждовали.
Между тем Договор о ненападении был взаимовыгодным для подписавших его сторон. Советский Союз, который нисколько не обольщая перспективами отношений с Германией, тем не менее обеспечивал себе некоторую оттяжку надвигающейся войны. Это было тем более необходимо, что тогда мы вели тяжелые бои с Японией на реке Халхин-Гол, защищая границы дружественной Монголии, а вместе с тем и свои собственные. Перспектива войны на два фронта выглядела как вполне реальная.
Исторически пакт о ненападении был совершенно оправданным. Тем не менее западные, а в последнее время и некоторые наши историки и пропагандисты обвиняют Советский Союз в том, что пактом он якобы развязал руки Германии для нападения на Польшу и тем самым для начала Второй мировой войны. Конечно, пакт о ненападении с СССР обеспечивал в определенной мере Германии спокойствие за тыл. Однако он лишь в небольшой мере, а может быть, и совсем не влиял на выполнение планов Гитлера о нападении на Польшу. Вспомним, что эти планы были намечены задолго до августа 1939 г., и Германия была полна решимости выполнить их вне зависимости от того, будет ли заключен договор с СССР или нет.
Морально уязвимой выглядит позиция СССР в отношении ставшего теперь широко известным секретного протокола "Молотов - Риббентроп" от 23 августа, приложенного к Договору о ненападении. Подлинники этого протокола не сохранились ни в немецких, ни в советских архивах. Известна лишь фотокопия, попавшая после Второй мировой войны в руки американцев и введенная ими в политический оборот. В нашей стране долго оспаривали ее подлинность и лишь в последние годы признали существование этого протокола.
Основная идея документа, фиксировавшего политическое соглашение сторон, но не имеющего правовой силы, поскольку он не был утвержден ни правительством, ни Президиумом Верховного Совета и тем более Верховным Советом, состояла в бесконфликтном разделе сфер влияния (и только!) между договорившимися сторонами в сопредельных странах - Прибалтике, Польше, Румынии. Так, в нем было записано: "1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер влияния Германии и СССР".
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. В ответ западные державы объявили войну Германии. Правда, вначале война эта была довольно своеобразной, не случайно получившей в истории название "странная". Англия и Франция, объявив войну, не начали никаких реальных военных действий. Германия, пользуясь их пассивностью, за полмесяца разгромила Польшу, правительство которой 17 сентября бежало из страны. Вслед за ним поспешило и армейское командование, бросив на произвол судьбы свои войска, еще отчаянно сопротивлявшиеся немцам. Возникла реальная возможность захвата Германией всей территории Польши. В этих условиях в тот же день 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в Польшу, взяв под опеку ее восточные районы, т.е. Западную Белоруссию и Западную Украину, до известной линии Керзона, проведенной западными державами в 1919 г. еще во время Версальских переговоров.
В результате сложившейся ситуации Германия стала непосредственной соседкой Советского Союза. Возникла проблема границы, которая была решена договором, подписанным 28 сентября. В этом документе советское руководство пошло дальше необходимого, согласившись назвать его "договор о дружбе и границе". Не нападать друг на друга было одно, а вот слово "дружба" в применении к фашистской Германии вызывало большие вопросы. Правда, в самом договоре речь шла лишь о границе, ни о каких особых проявлениях дружбы там не говорилось.
Осенью того же года Советский Союз заключил договоры с республиками Прибалтики, на основании которых получил право создать военные базы на их территории.
По-иному был решен вопрос с Финляндией. Дело в том, что ее граница проходила в непосредственной близости от Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги. Финляндцы при желании могли бы обстреливать Ленинград обычной артиллерией со своей территории. В этих условиях Советский Союз предложил провести обмен территориями с тем, чтобы Финляндии были компенсированы земли, стратегически важные для Союза, значительно большими в других местах. Подстрекаемая, с одной стороны, Англией, а с другой - Гитлером, Финляндия не пошла на такой обмен. Тогда Советский Союз объявил ей войну, поводом к которой послужил пограничный инцидент.
Зимняя война с Финляндией, которая мыслилась советским руководством легкой прогулкой, оказалась вовсе не таковой. Красная Армия понесла большие потери и лишь с трудом одолела заведомо более слабого противника, добившись в марте 1940 г. подписания мирного договора; Советский Союз сумел удовлетворить свои территориальные требования, но это была пиррова победа. Самое важное состояло в том, что Красная Армия показала низкую боеспособность и слабость командных кадров. Это и вскружило голову Гитлеру, решившему, что в таких условиях он легко справится с Советской страной.
Летом 1940 г. были восстановлены права нашей страны в отношении Бессарабии. По требованию Советского Союза Румыния вернула ее законному суверену. Одновременно она передала Советскому Союзу Северную Буковину, населенную преимущественно украинцами.
Тем же летом парламенты прибалтийских республик провозгласили у себя Советскую власть и просили Союз ССР принять их в свой состав. Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу прибалтийских народов.
К сожалению, стратегические возможности, вытекающие из указанного передвижения границ СССР на Запад, были использованы не в полной мере.