Лекция третья. Институты демократии в Древнем Риме

Эволюция государственного устройства Древнего Рима от демократии к тирании

В середине IV века до н. э. афинская демократия вступила в полису кризиса; Афины, как и другие государства-полисы Греции, были покорены Македонией и превращены в часть огромной империи. Институты демократии прекратили здесь своё функционирование ещё на подростковом уровне развитии, не перейдя даже в юношеское состояние. Они уступили место чередовавшимся друг с другом олигархическим, тираническим и абсолютистским институтам правления. Но демократия продолжает функционировать, дополняясь новыми элементами и модифицируясь в соответствии с этническими, историческими, географическими и культурными особенностями народов в других частях мира, подтверждая, что она является одной из имманентно свойственных человеческому сообществу форм организации общественной жизни. Соперничая с другими формами и чередуясь с ними, а нередко меняя свою географию, совершенствуясь, становясь всё более туманной, светлой и справедливой, она существует постоянно и, в конце концов, станет универсальной формой функционирования обществ. С демократии начинается социально-политическая жизнь человечества, к её полному торжеству оно вернётся, пройдя через множество полос противоестественных форм отношений, играющих в жизни человечества примерно такую же роль, как и детские болезни в жизни каждого человека.

Общественный строй, близкий к "отеческой демократии" в классификации Аристотеля и других греческих мыслителей, устанавливается одновременно, а возможно, даже несколько опережая Афины, на соседнем с Грецией Апеннинском полуострове. Сами древние римляне связывали эти порядки с именем легендарного Энея, якобы переселившегося со своим родом после Троянской войны в далёкие края и основавшего там новое общество.

Другие предания связывают этот строй с именами братьев Ромула и Рема, якобы сыновей бога Марса и дочери Нумитора. Согласно этой легенде, братья, вскормленные волчицей и воспитанные пастухами, жили среда: землепашцев, выделялись своими добродетелями и богатырской силой, за что местное население признало их своими лидерами и помогло им расправиться с жестоким королём Альбы Амалием. После этого Ромул и Рем основали город и новое государство-содружество, получившее имя старшего брата [1]. Затем Рем был убит то ли самим Ромулом, то ли по его приказу, и Ромул становится единоличным правителем. Чтобы увеличить численность населения города, он устраивал святилища, где мощи получить убежище и освобождение от обвинений преследуемые в соседних обществах люди. Эти празднества привлекали к себе внимание населения и окружавших Рим племён, с чем связано и другое предание. Публичные игры и красочные представления в честь годовщины основания города привлекли молодых незамужних девушек-сабинянок. Ромул приказал знатным римлянам похитить этих зрительниц и жениться на них, что и было сделано. Возмущённый царь сабинян Тит Татий двинулся на город со своими войсками, но Ромул, не желая кровопролития, разрешил спор мирным путём, породнившись с сабинянами и вделав их царя Татия своим соправителем. Вскоре Татий так же, как и Рем, был заколот; и Ромул вновь стал единоличным правителем Рима.

Древние историки писали, что Ромул разделил народ на три триба и 30 курий, назвав их именами похищенных сабинянок, учредил королевский совет или сенат, в который пожизненно избирались по три человека от каждой курии, а также комицию – своего рода вторую палату представительного органа. После объединения с сабинянами Ромул отобрал с согласия народа ещё 100 человек в сенат. Преемник Ромула Тарквиний прибавил к ним ещё 100 человек. Эти органы, получившие название comitia curiata (собрания глав родов), были первоначально чисто патрицианскими (включая глав семей, основателей города и государства). Именно они избирали королей, утверждали законы и вершили правосудие в стране.

Таким образом, управление почти всеми общественными делами осуществлялось патрициями коллективно. По сведениям, приводимым А. Августином в его работе "Град Божий", после смерти Ромула, последовавшей на 37-м паду его правления, по решению сената его тело из-за присущей ему жестокости было раскромсано на куски [3, vol. 11, р. 91]. Утверждали, будто сенат хотел установить в Риме форму правления без царя, но народ воспротивился этому. Устанавливается форма правления, получившая название междуцарствие (interregnum), с избираемым представительным органом народа монархом во главе.

Каждый из последующих пяти царей Рима вносил изменения в управление общественными делами. Кораль Сервий разделил народ Рима на шесть классов, но не по месту жительства, а по размерам богатства, учредил комиция сентуриата, голос в которой, как и в комициях куриата, получили и богатые плебеи. Он ограничил власть сената, передав комициям право принимать и отменять законы, решать вопросы войны и мира, учреждать и ликвидировать магистратуры, слушать отчёты судей [4, р. 135–136). Позже была учреждена и комициа трибуната. Эти комиции собирались уполномоченными на то властями в соответствующий день на общественной площади – Марсовом поле – для избрания должностных лиц (консулов, цензоров и др.). Как писал позже Руссо, ни один гражданин Рима не был лишён избирательного права. Таким образом, народ Рима становился подлинным сувереном как де-юре, так и де-факто [6, р. 118].

Однако называть это действительной демократией было бы ошибочно, поскольку степень участия разных слоев во власти была различной. Они имели и разное количество центурионов, в которых проходило голосование. Из 193 центурионов 98, т.е. абсолютное большинство, приходились на самый богатый и малочисленный слой населения. Когда решения принимались этими центурионами, с мнением остальных 95 центурионов, представлявших абсолютное большинство римского народа, можно было уже не считаться. Но Это неравноправие в какой-то степени балансировалось решениями комиция трибуната, созываемой народными трибунами и считавшейся советом римского народа. Сенаторы не могли здесь присутствовать, но обязаны были повиноваться принятым им законам.

Руссо считал, что комиция трибуната была самой предпочтительной для народного, а комиция сентуриата – для аристократического правления. Комиция куриата не включала в себя сельское население, а комиция трибуната – Сенат и патрициев.

Первоначально римляне голосовали криком, и каждые "за" или "против" вносились клерком в учётную запись. Такая форма голосования годилась в период, когда честность была ещё в почёте. Когда же появились коррупция и практика купли и продажи голосов, возникла необходимость в тайном голосовании.

Известный правовед и государственный деятель Древнего Рима Марк Тулий Цицерон (106 – 43 до н.э.) считал такой переход концом республики, а по мнению Руссо, это, напротив, несколько отсрочило гибель республики [6, р. 120].

В середине V в. до н.э. (примерно 462-452 до н.э.) была учреждена коллегия из десяти человек (децемвират) для составления кодекса законов республики. Она внимательно изучила эллинские кодексы, обычаи и традиции племён самого Рима и составила документ, одобренный комиция сентуриата и опубликованный в 448 до н.э. под названием законов "Двенадцати таблиц". Считалось, что с появлением этих законов государство подучило единый кодекс, римское общество перестало считаться разделенным на две группы свободных граждан (патрициев и плебеев); плебеи подучили право вступать в брак с патрициями [5, р. XXV].

Положение изменилось при седьмом короле Рима Тарквинии Превосходном, который вёл войны, создавал колонии, приумножал богатство, жестоко расправлялся со своими критиками, или, как говорили сами римляне, злоупотреблял имеющейся у него властью, превратившись в тирана Его сын совершил насилие над Лукрецией, дочерью и женой уважаемых в городе людей. Попросив отца и мужа отомстить за её поруганную честь, она покончила с собой. Её тело было выставлено на рыночной площади, а возмущённый народ занял королевский дворец и закрыл ворота города, не позволив войти в него вернувшемуся из похода королю Тарквинию.

Отказавшись от просуществовавшего в течение 240 лет монархического строя, народ Рима установил новый общественный строй, известный как консульство. Теперь ежегодно избирались по два консула. Первым же актом первый консул Пабликола изъял топор из фаски ликторов, сопровождавших консулов, считая, что в обществе свободного народ а не должно быть места символам имперской власти.

Однако вскоре роль сената усилилась, а влияние народа на процессы принятия решений, напротив, ослабло. Как писал римский историк Саллюстий, аристократия стала обращаться с простым народом как с рабами, обложила его налогами и повинностями для ведения войн. Возмущённый народ с оружием в руках занял Авентинский холм и добился права избирать ежегодно двух трибунов для защиты прав римского плебса и права законодательства путём народных плебисцитов. Голосовали по куриям, центурионам или трибам, опуская в урны деревянные дощечки, на которых указывались "за" или "против". Победителем считался тот, кто набрал наибольшее число голосов "за". В 367 до н.э. был принят закон, по которому по меньшей мере одам из консулов должен быть избран из плебеев.

Так что К. Маркс и Ф. Энгельс были совершенно правы, выделив борьбу патрициев и плебеев как важную веху в истории человечества, в том числе и в истории развития демократии.

Римская республика просуществовала до 43 до н.э.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >