ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Художественное сознание XX века

XX век был самой напряженной и катастрофичной эпохой в истории человечества. О. Шпенглер говорил о закате Европы. После двух мировых войн и других бедствий XX в. следует говорить о худшем - о кризисе человечества. Художественная культура XX в. развивалась в трагических обстоятельствах. Нет худа без добра: художники обрели огромный жизненный опыт, обогащавший палитру их творчества и свершили художественные открытия.

Особенности художественного творчества в XX в.

Действительность - Автор

В XX в. история перестала рассматриваться как накопление идеального, как движение по восходящей линии. К концу века ее стали понимать как хаотическое непредсказуемое (И. Пригожий) движение. Ранее мир представлялся гармоничным, а хаос - лишь на периферии. Ныне картина обратная: мир хаотичен, лишь на периферии - оазисы гармонии. Это мировоззренческое представление о мире определило и поэтику и семантику многих спектаклей современного театра.

Труднейшая жизнь, прерванный жизненный пуп,, относительно ранний уход художника из жизни, неполная самоосуществленность, нереализация многих замыслов, украденные годы - особенности бытия многих деятелей искусства в XX в. во всем мире.

Автор - Творческий процесс

Действительность XX в. стала запутанной и художественное мышление Новейшего времени часто обретало лабиринтность (например, творчество Ф. Кафки).

Некогда ритуал и обряд исполнялся под руководством особого лица (жреца, шамана), и ныне ритуал застолья ведет тамада, а ритуал свадьбы - шафер. Театр в XX в. вернулся к своим историческим корням. Режиссер - новая профессия, появившаяся в XX в., новый участник спектакля, играющий определяющую творчески-авторскую роль. Режиссер - тамада, шафер, жрец спектакля. В литературных произведениях такую "жреческую" роль по отношению к художественному тексту стал играть автор, а иногда редактор или издатель, а порою и критика (например, "новая критика" рассматривала художественный текст как полуфабрикат, подлежащий доведению до кондиции с помощью критики)

Человек и социум (общество, государство, народ) - центральная проблема художественной культуры XX в.

В.В. Розанов эту проблему обозначит по-своему:

Или пой свои песни свободно - но их никто не услышит; или ты будешь услышан: но пой песни по нашим нотам. Вот дилемма для соловья. Нет. несчастнее: вот дилемма для человека XIX века, который потерял всю соловьиную свободу, всю свежесть лесов вокруг, аромат трав: и видит только проволоку клетки, которая никогда не раскроется иначе, как рукою его поработителя.

Розанов считает, что дилемма свобода/несвобода творчества - проблема XIX в. Однако она была и до того и осталась после. В XIX в. эта проблема обострилась, и это обострение начало нарастать. Для XX в. свобода/несвобода творчества стала одной из главных проблем искусства. Но уже в XIX в. искусство стало приноравливаться к этой проблеме. Пушкин по этому поводу писал: "Зависеть от царя, зависеть от народа

- не все ли мне равно". В XX в. названные Пушкиным зависимости конкретизировались и в СССР и других социалистический странах стали первой зависимостью от Сталина и его цензуры, а позже от государства и партии, а в западных странах стали второй зависимостью от "народа" - от читателя-покупателя книжной продукции, от издателя и книготорговца, считающего выручку за продажу книг, от общественного мнения, создающего рецепционную ауру вокруг книги. Сегодня вторая зависимость стала всеобщей и обрела четко выраженные очертания - зависимость от денег. Отсюда поощрительно благоприятная ситуация для бестселлеров, часто низкопробного качества.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >