Образование Великого княжества Литовского и подчинение им русских земель Восточной Европы в XIII–XIV веках
Литовский этнос сформировался на землях в междуречье Немана, Няриса и Мяркиса. Территория его расселения постепенно расширялась. Среди литовских племен были аукштайты, жемайты. Кроме них на литовских землях жили курши, земгалы, скалвы, прусы, славяне. Первым упоминанием о Литве считается сообщение 1009 г. в немецких Кведлинбургских анналах, в рассказе о деятельности миссионера Бруно Кверфуртского.
Литовские племена в XI–XII вв. постепенно расширяли свои владения, в том числе сталкивались с Русью (известен поход 1040 или 1044 г. Ярослава Мудрого на Литву). В начале XIII в. литовцы сталкиваются с немецкими рыцарями, приступившими к колонизации Прибалтики. Первые сражения состоялись под Ригой в 1207 г., а 22 сентября 1236 г. в битве при Шяуляе (Сауле) жемайты разбили войска Ордена меченосцев. Победа считается грандиозным успехом литовского оружия, положившим конец продвижению крестоносцев на Литву. Она вызвала объединение крестоносных сил: в 1237 г. по проекту римского папы Григория IX Орден меченосцев был соединен с Тевтонским орденом.
Объединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена создало новую грозную силу, которая способствовала соединению разрозненных литовских племен. В 1240-е гг. возникает Литовское княжество, основателем которого считается князь Мнндовг.
Миндовг стремился расширить свои владения за счет захвата бывших земель Киевской Руси. В 1237–1240 гг. Русь подверглась татарскому нашествию и была разбита. В условиях распада политических скреп, угрозы новых татарских вторжений некоторые русские города и земли стали видеть в присоединении к Литве шанс спастись от подчинения Орде. Какие-то земли литовцы покоряли силой, некоторые входили в ее состав добровольно.
В XIII–XIV вв. Великое княжество Литовское вобрало в себя бывшие земли Киевской Руси: Полоцкую, Туровскую, Минскую, Пинскую, Смоленскую, Киевскую, Черниговскую, Волынскую. Это получит отражение в титулатуре великих князей Литовских, ставших "великими князьями Литовскими и Русскими".
"Среди западных соседей Руси Литве досталось особое место: она присоединила немалую часть русских земель. Литовская власть отличалась от сюзеренной власти Орды на подвластных русских землях. Это тоже была власть людей чужой национальности и веры, но эту “чуждость” смягчало то, что литовские князья становились православными. Этим литовская власть была привлекательнее власти Золотой Орды".
Присоединение православных земель в контексте противостояния с католическим Немецким орденом создавало особую ситуацию. Большинство литовцев оставались язычниками, и от того, из чьих рук они примут Крещение, во многом зависело их политическое будущее. Враги хотели расколоть Литву. В 1250 г. в Ригу приехал князь Товтивил, рассорившийся с Миндовгом, и принял католическое Крещение. Орден в союзе с частью литовской знати выступил против Миндовга. Потеряв Земгалию, Миндовг начал тайные переговоры с Орденом, предлагая убить Товтивила в обмен на какие-нибудь уступки. Орден предложил другой вариант: Миндовг сам принимает христианство и отдает немцам Жемайтию, а взамен магистр лишает Товтивила своей поддержки. Так и случилось: в 1251 г. Миндовг был крещен, пана Иннокентий IV объявил Литву "леном святого Петра", а Миндовг стал первым литовским королем, приняв корону из рук римского папы (1253). В союзе с ливонцами он разбил Товтивила и стал единоличным правителем Литвы. Товтивил сел княжить в Полоцке, подчинившемся Литве, и признал власть короля Миндовга. Однако католицизация Литвы не состоялась: Миндовг погиб в 1263 г. в результате заговора. Новые литовские князья были язычниками, и курс на христианизацию Литвы оборвался.
Началась, по выражению Э. Гудавичюса, "новая волна литовского проникновения в русские земли". В 1256 г. Литва в союзе с Галицкой землей напала на Киев, еще не успевший оправиться от татарского разорения. Этот поход вызвал противодействие Орды, которая рассматривала русские земли как сферу своих интересов. В 1259 г. на Литву напала армия татарского полководца Бурундая, с ней шли галицкие князья, еще недавно союзники литовцев. С этого момента Великое княжество Литовское на несколько столетий погружается в непрерывную войну с татарами на своих южных границах. В 1260 г. жемайты разбили крестоносцев в битве при Дурбе, считающейся величайшим военным поражением северных крестоносцев в XIII в.
Расширение территории Литвы произошло при великом князе Гедимине (1316–1341). Он присоединил смоленские, киевские, брестские земли. Можно сказать, что в XIV в. Великое княжество Литовское и Русское вместе с Великим княжеством Владимирским и Московским и Великим княжеством Тверским выступает как потенциальный центр объединения русских земель. До 70% территории и населения Великого княжества Литовского составили бывшие земли и православное население Киевской Руси.
Великое княжество Литовское начинает активно выступать как фактор политики русских княжеств. Тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи женился на дочери великого князя литовского Гедимина Марии. Тем самым возник военно-политический союз Литвы и Твери, игравший важную роль на протяжении всего XIV в. Литовские князья, приглашаемые Псковом для обороны псковских земель от немецких рыцарей, стали играть важную роль и на русском Северо-Западе. С 1333 г., с прибытия в Новгород Наримонта Гедиминовича (крещенного под именем Глеба), литовские войска привлекаются и для обороны новгородских рубежей. Этот прецедент – приглашение литовцев в качестве военных наемников – позже, в XV–XVI вв. станет для Великого княжества Литовского одним из оснований для предъявления территориальных претензий на Новгород и Псков.
В 1339 г. произошел масштабный конфликт из-за Смоленска: он тяготел к Литве, а хан Узбек в ответ послал на Смоленск карательный отряд Тавкубей-мурзы, куда входили и полки московского князя Ивана Калиты. Это событие знаменовало собой начало открытого противоборства Москвы и Литвы за спорные территории в Восточной Европе.
У Гедимина было много сыновей, претендовавших на власть. Казалось, что после его смерти Литва погрузится в пучину раздробленности, но страна не распалась. После короткой усобицы, в ходе которой новый великий князь Явнут был убит своими братьями, на престол в 1345 гг. взошел Ольгерд, а его соправителем сделался Кейстут, получивший в вотчину Тракайское княжество. Вдвоем они правили Литовской державой много лет.
В 1362 г. в битве у Синих Вод полки Ольгерда нанесли сокрушительное поражение Орде (это сражение считают по значению аналогом Куликовской битвы). В 1368, 1370 и 1372 гг. великий князь литовский Ольгерд трижды нападал на Москву, но она выстояла.
После смерти Ольгерда в 1377 г. престол занял его сын князь Ягайло – человек, которому было суждено кардинальным образом изменить путь развития литовской государственности. Для начала Ягайло отказался от традиционной для Литвы антиордынской ориентации. Он заключил союз с Мамаем и даже обещал принять участие в карательном походе на Русь, а на Куликовом поле ударить в спину Дмитрию Донскому. Но до места сражения литовские дружины не дошли: триумф Москвы на Куликовом поле заставил Ягайло искать дружбы князя Дмитрия. Теперь уже возникает проект крещения Ягайло в православие и его женитьбы на одной из дочерей московского правителя. Но в 1382 г. Москва была сожжена Токтамышем, и Ягайло вновь меняет свои планы.
В 1385 г. Великое княжество Литовское в местечке Крево заключило унию с Королевством Польским. Это был союз литовской и польской короны. Теперь у двух стран был один властелин, носивший титул "короля Польского и великого князя Литовского, Жемайтского и Русского". Ягайло крестился по католическому обряду, принял имя Владислава и стал основателем династии Ягеллонов. Он женился на польской королеве Ядвиге и с 1387 г. начал интенсивную католицизацию своего великого княжества.
Таким образом, происходит сближение православно-языческого Великого княжества Литовского с католическим Западом. Соответственно меняются и судьбы бывших земель Киевской Руси, теперь входивших в Великое княжество Литовское. Оно оказывается вовлеченным в орбиту политической жизни Польши, Священной Римской империи, Ватикана и других европейских держав. Его политический и социальный строй приобретает все больше сходства с польским. Все это радикально меняет направление развития Литовского государства и его место на исторической карте.
Великое княжество Литовское попало в орбиту влияния западноевропейской цивилизации. Однако при этом оно оказалось на ее периферии, выступая в глазах европейских политиков в качестве щита между Западом и "варварами с Востока", к которым европейцы относили и русских, православных "схизматиков".