Интегративная модель психической активности

Чтобы эффективно воздействовать на психическое состояние человека, надо хорошо понимать закономерности работы нашей психики. И хотя за годы развития психологии как науки создано множество моделей психической деятельности, в данном подразделе мы предложим еще одну, которая успешно применяется на практике.

В процессе эволюционного развития психика перешла от непосредственного отражения отдельных свойств объектов окружающей среды к объединению поступающих сигналов в их целостный образ — возникло восприятие. С этого момента, на наш взгляд, целесообразнее говорить не об отражении, а о .моделировании психикой окружающей действительности, как о создании в сознании целостных образов с имитацией тех свойств реальных объектов, которые доступны для изучения органами чувств.

Образ — это субъективная представленность явлений окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами.

Образ субъективен изначально, так как сам процесс восприятия имеет индивидуальные особенности по причине разной чувствительности рецепторов, биохимии организма, его функционального состояния и других факторов. Объединение отдельных образов в целостное представление окружающей действительности обуславливает развитие новой функции психики и когнитивные новообразования: логическому запоминанию как созданию системы ассоциативных связей между образами, мышлению как операциям с образами, воображению как заполнению информационных "пустот" в образах и связях между ними.

Другими словами, в психический мир каждого человека построен из уникальных "кирпичиков", которые создались и развивались от рождения под воздействием воспитания, обучения, тренировки, мнения окружающих людей, собственных установок и т.д. В итоге получается неповторимое сочетание, которое принято называть индивидуальностью личности. Из отдельных "кирпичиков" психика создает главный образ — образ окружающей действительности, который обуславливает как состояние, так и действия человека.

Способность отражать окружающую среду в целостном образе, максимально соответствующем особенностям действительности, является важным, но не основным качеством высокоразвитых организмов, потому что констатация изменений не дает эволюционного преимущества. На наш взгляд, целью и основным направлением эволюции психики является прогнозирование будущих событий, которое осуществляется моделированием различных вариантов развития текущей ситуации. По мнению Ф. Кликса, "наиболее значительными приемами организации мыслительных процессов являются создание из отдельных операций более или менее протяженных цепочек преобразования, а также конструирование внутренних моделей реальности".

Точность прогноза, т.е. соответствие происходящих событий созданному образу будущего, напрямую зависит от достоверности имеющейся информации и эффективности механизмов моделирования. Создание образа будущей ситуации проводится путем мысленного преобразования образа текущей ситуации с учетом воздействия различных факторов, что позволяет рассматривать жизненный опыт как "набор актов-гипотез о возможном варианте развития событий".

Знания о возможных преобразованиях образа составляют его концепцию (от лат.) — это "определенный способ понимания и трактовки явлений, основная точка зрения и ведущий замысел", а их взаимосвязанная совокупность — систему представлений об окружающем мире.

Концептуальная модель человека — система его представлений о возможном преобразовании окружающей действительности.

Познать человека — это означает изучить и понять систему его представлений, т.е. его концептуальную модель, что позволяет с высокой достоверностью прогнозировать возможные состояния и своевременно вносить необходимые коррективы.

Текущий образ окружающей действительности (мы сознательно избегаем термина "объективная реальность", так как для каждого человека она будет своя) создается на основе данных от органов чувств и особенностей индивидуальной концептуальной модели. При этом наша психика имеет множество "фильтров", позволяющих создать образ, максимально адекватный текущим задачам и "настраивая" психику на оптимальный режим работы (рис. 2.5). Сигналы из окружающего мира воспринимаются организмом практически в любом состоянии — пока анализаторы сохраняют работоспособность, но сама информация может быть искажена, что в сочетании с индивидуальными особенностями концептуальной модели приводит к самым разным образам — от сновидений до галлюцинаций в измененных состояниях сознания, но ощущение реалистичности таких видений может быть очень сильным.

Модель перцептивного аппарата человека (по А. П. Ксендзюку, 2002)

Рис. 2.5. Модель перцептивного аппарата человека (по А. П. Ксендзюку, 2002)

Психический феномен, который мы назвали концептуальной моделью, рассматривается многими авторами и встречается как "внутренняя презентация объектов", "модель мира", "когнитивная карта реальности" и т.д. Элементы концептуальной модели являются целостными и автономными образованиями, которые тоже имеют разные названия: энграммы по Р. Хаббарду, системы конденсированного опыта (СКО) по С. Грофу, целостные психические реальности (ЦПР) по В. В. Козлову. Несмотря на различия в терминологии, речь идет о схожих явлениях, которые имеют свое непосредственное проявление в спортивной деятельности и, в частности, психических состояниях.

Идея мысленного моделирования как системы подготовки изначально знакома тренеру и спортсмену: ведь соревновательная деятельность построена на условных принципах — правилах, а тренировочная — на имитации соревновательной деятельности и подготовке к ней. Поэтому понятия "образ соперника", "модель поведения", "варианты тактики" близки и понятны спортивным специалистам. И вся подготовка спортсмена, в том числе и психологическая, построена на моделировании вероятного развития соревновательных ситуаций. Поэтому умение прогнозировать события и предвосхищать их негативное воздействие на состояние спортсмена является профессионально важным для спортивного психолога.

Ярким примером взаимосвязи психической и двигательной сферы является идеомоторика. Состояние, в котором спортсмену удается идеально мысленно воспроизвести соревновательное упражнение, можно считать высшей степенью его готовности к реальному выполнению. Активизация идеомоторного образа формирует образ ответного изменения ситуации как типичного и наиболее вероятного развития событий в случае выполнения действия. Активное использование представления и воображения для создания в сознании образа измененной ситуации при возможном выполнении движении завершают кольцо идеомоторного акта (рис. 2.6).

Данный алгоритм работы с двигательными образами является основой идеомоторной тренировки, когда мысленное выполнение действий используется для проверки или увеличения готовности к их реальному выполнению, повышения уверенности в успехе, закрепления изученного упражнения и т.д. При этом часть сигналов может доходить до мышц, и тогда происходит имитация движений с акцентированием его основных моментов.

Если у человека развита способность к идеомоторике, т.е. существует повышенная чувствительность моторной системы к ментальным образам, выполнение движения может происходить без осознания инициирующего его идеомоторного образа и восприниматься как управление внешней силой. В спорте можно часто услышать о том, что рука или нога "сама выполнила" нужное движение. В результате продолжительных тренировок, когда одинаковые движения многократно повторяются в различных условиях, достигается состояние, когда тело "само знает", что ему надо сделать в той или иной ситуации — сгруппироваться при падении, уклониться от удара, ускорить завершение действия и т.п. Нередко спортсмен потому не может объяснить, как это у него получился такой удачный бросок, удар, прыжок, что хорошо тренированный прием проводится на основе целостного идеомоторного образа, без осознания его подробностей.

Схема идеомоторного акта (В. Г. Сивицкий, 2003)

Рис. 2.6. Схема идеомоторного акта (В. Г. Сивицкий, 2003)

Известен интересный факт: когда мозг не успевает переработать информацию о результатах работы двигательной системы, т.е. отсутствует обратная связь, движение получается более целенаправленным и быстрым, но из-за отсутствия коррекции на внешние условия может оказаться неэффективным. В основе таких движений тоже лежит идеомоторика: в сознании создается целостный образ предстоящего движения и формируется целостный комплекс команд мышцам без ожидания ответных сигналов для коррекции. В спорте такие движения получили название преднамеренных действий, но известны они каждому, например, хлопок ладонью по сидящему комару выполняется полностью, хотя безрезультатность попытки может быть видна уже в самом начале движения.

Это указывает на тот факт, что если движение выполняется неправильно, то виноват в этом мозг, а не рука, нога и т.п. Поэтому и работа по исправлению ошибки должна вестись именно с идеомоторным образом. В преднамеренном или автоматизированном действии ситуация изучается до начала движения, на основании чего и направляется команда к мышцам, а коррекция происходит не в самом движении, а между отдельными этапами как изменение очередного движения. Например, при беге мы изменяем не текущий шаг, который уже выполняется, а следующий.

В оперативной деятельности изменение действия нередко происходит на сенсомоторном уровне, без глубокого анализа всех особенностей текущей ситуации, поэтому даже потенциальное или воображаемое препятствие может вызвать реальную реакцию на него. Например, неожиданное движение постороннего объекта, замеченное периферическим зрением (особенно при быстром перемещении — беге, езде), может быть воспринято как опасность столкновения, и тогда человек уклоняется или останавливается. В этом случае моделирование будущей ситуации происходит с учетом новой информации (объект в поле зрения), но недостаточная глубина ее анализа приводит к выводам, неадекватным реальности.

На отдельных этапах нашей жизни способность к идеомоторным движениям, например, во сне, может усиливаться. Напряженная деятельность в течение дня и сильные эмоциональные переживания нередко приводят к тревожному сну с повышенной двигательной активностью — от стонов и ворочания до разговоров и различных движений. Так, например, спортсмены после ответственных соревнований могут во сне продолжать свое выступление, частично или даже полностью выполняя некоторые движения.

Время простой реакции человека больше, чем продолжительность многих событий, и если бы мы не предвидели изменение ситуации, то просто не успевали бы реагировать. Так, например, время полета мяча при пенальти в футболе, удара в боксе существенно меньше времени простой реакции даже тренированного спортсмена. И только благодаря антиципации, которая создает в сознании будущую ситуацию и тем самым идеомоторно запускает ответные действия, мы можем наблюдать успешные действия вратаря, боксера и фехтовальщика. Спортивные психологи знают, что РДО является одним из самых информативных показателей готовности к оперативной деятельности.

В обычной жизни немало примеров антиципации, а, следовательно, и идеомоторики, можно найти в управлении транспортом: от самоката до космического корабля. Так, например, при езде на велосипеде мы должны смотреть не на колесо, а на 5—7 м вперед, и сам процесс обучения езде сводится к формированию механизма предвидения поворота и компенсации потери равновесия. Да и в управлении собственным телом мы активно используем основанную на идеомоторике установку — замедляем шаг на скользких участках дороги, разбегаемся для прыжка, расставляем руки для балансировки и т.п.

Время укола в фехтовании существенно больше времени простой реакции даже у высококлассного фехтовальщика

Время укола в фехтовании существенно больше времени простой реакции даже у высококлассного фехтовальщика

Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния. Окружающие объекты, "дорисованные" нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов — все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики. Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает "летящая" походка, "груз" неудачи, "дрожь" воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.

Целенаправленное создание мысленных образов для изменения психического состояния активно используется в различных методах психорегуляции. Это, прежде всего, визуализации:

  • а) внешних условий — например, представления себя в лесу, на берегу моря, дома;
  • б) ощущений (внутренних условий) — огня в груди, прохлады в голове, тепла в руках и ногах;
  • в) переживаний — боль утраты, трепет ожидания;
  • г) процессов — полет или падение, отождествление себя с объектом, расширение или уменьшение размеров.

В психорегуляции может использоваться и обратный механизм, когда выполнение или имитация определенных движений формирует образы, которые и становятся доминирующими в состоянии и настроении — например, ритмичный танец, бой с тенью, поглаживание приятных на ощупь предметов и т.д.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >