ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ
Любая область науки не возникает из ничего, а образует последовательно наращиваемую цепь идей, взглядов, теорий, отражающих значимый социальный опыт, накопленный не одним поколением социально активных личностей и социальных групп, в последующем на каждом из этапов исторического развития превращающийся в стройное учение, адекватное требованиям времени и особенностям конкретной эпохи. Такой же путь развития мы наблюдаем и у социальной педагогики: сложный, тернистый, зигзагообразный, не всегда поступательно-прямолинейный, а нередко и отличный от первоначально заданной траектории.
В данной главе читатель познакомится с проблемами возникновения и развития социальной педагогики как научной теории и социальной практики. Более детально узнает о методологических и теоретических предпосылках и условиях становления социально-педагогического знания в России. Вниманию читателя представлен процесс развития социально-педагогической мысли во второй половине XIX – второй половине XX в. Также показан современный этап развития социальной педагогики.
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
• особенности возникновения и развития социальной педагогики как научной теории и социальной практики;
уметь
• анализировать и изучать основные тенденции социально-педагогической практики;
владеть
• системой знаний о социальной педагогике как научной теории и социальной практике, о динамике развития социально-педагогической мысли за рубежом и в России.
Возникновение и развитие социальной педагогики как научной теории и социальной практики
Основные понятия: социальная педагогика, социальная среда, воспитание, социально-педагогические мысли, природосообразное воспитание, сократовский метод обучения, духовное и телесное развитие личности, социальный аспект воспитания, педагогическая помощь.
Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Да и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского и его гениальным произведением "Великая дидактика", в котором был определен предмет исследования згой науки.
Вместе с тем история социальной педагогики уходит своими корнями в глубокую древность, потому что, не будучи самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся исследованием проблем роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии в нравственном становлении личности и т.п.
Поэтому не случайно ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находят ее истоки и предпосылки в произведениях великих мыслителей философии, в трактатах классиков педагогики всех времен и народов, в широкой палитре опыта народной педагогики. И сегодня одни авторы изучают проблемы социальной педагогики с позиций социальной философии, социологии, другие – с позиций народной педагогики, а третьи – с позиций практики социальной работы.
Если рассматривать социальную педагогику таким образом, то в ее развитии можно выделить ряд периодов.
Первый, начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII в., связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.
В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.
Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а затем к феодальному, зарождение капиталистических отношений выдвигали свои проблемы воспитания, а значит, и защиты детей и подростков.
Воспитание подрастающего поколения существовало на самых первых этапах развития цивилизации. Первые приемы воспитания, элементы народной педагогики дошли до нашего времени с древнейших времен. Еще в "Книге Пророчеств" упоминается о жреческих школах народов Майя, о семейном воспитании в Древнем Китае известно из философии Конфуция. Идеальный человек для Конфуция (около 551–479 до н.э.) должен был согласовывать свое поведение с требованием общества. Его принцип "чего не желаешь себе – не делай другим" был основой воспитания. Он впервые разработал концепцию идеального человека и воспитания ребенка в семье: почитай родителей, не бросай и будь почтителен, не выражай досады на них.
В древнем мире зарождаются идеи и даже традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.
В V в. до н.э. Демокрит (около 460–370 до н.э.) говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Он выделял как главное в воспитании знание природы человека. В основе его природосообразного воспитания должен быть труд. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.
Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды ученых-софистов (V– IV до н.э.). Крупнейшим представителем философии софистов являлся
Сократ (около 469– 399 до н.э.), суть педагогических суждений которого составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. Основной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика, реализация его внутреннего потенциала.
Большой импульс в развитии идеи гармоничного развития личности идет от Платона (около 427–347 до н.э.). Платон считал воспитание условием развития человека от рождения до смерти, а также связывал судьбу общества с образовательно-воспитательным развитием всех его граждан. Его идея воспитания детей в государственных воспитательных домах и регулирования государством деторождения нашла свое отражение в жизни многих поколений. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Платон делает попытку объединить достоинства спартанского и афинского воспитания и обучения. Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества и закладывала основу социального обучения.
Ближайший ученик Платона Аристотель (около 384–322 до н.э.) в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную точку зрения. Он выдвинул идею единства физического, умственного и нравственного развития человека. От него ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой, – основной цели воспитания.
Определенный вклад в идею социального воспитания внес известный греческий философ-неоплатоник Квинтилиан (около 35–96 н.э.). В своем педагогическом сочинении "О воспитании оратора" он отмечал, что условия семейной жизни, включая языковое общение внутри семьи, влияют на человека в целом и на ораторские способности в особенности. В своем трактате "О домашнем воспитании мальчика" ои утверждал: "Чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание". Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей.
Идеологи раннего христианства Тертуллиан (около 160–222) и Августин (354–430) иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание.
Если одной из основных идей Античности являлся постулат "Что полезно для человека, то должно быть сделано", то христианское учение исходило из иного императива – "Что справедливо, то должно быть сделано".
Томас Мор (1478–1535) в книге "Утопия" и Томмазо Кампанелла (1568–1639) в книге "Город солнца" выступают с идеями бессословного воспитания, а господствующей ценностью провозглашается жизнь во всем ее многообразии.
В эпоху Возрождения итальянский гуманист Витторино да Фельтрэ (1378–1446) полагал, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана.
Эразм Роттердамский (1469–1536) в своем главном труде "О первоначальном воспитании детей" выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).
Франсуа Рабле (1494–1553), обличая пороки средневекового воспитания и обучения, одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого духовное и телесное развитие личности.
Мишель Монтень (1533–1592) в своем основном труде "Опыты" рассматривает человека как высшую ценность.
Таким образом, первый период становления социально-педагогической идеи связан с выделением из воспитания его социального компонента.
Второй, ранний период становления социальной педагогики (XVII– XVIII вв.) характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением се как значимого аспекта (области) педагогического знания.
В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с социальными идеями общественного устройства.
Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, используя ресурсы общества, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами. В качестве наиболее значимых факторов общественного развития становятся концепции прагматического воспитания.
Научный подход педагогики к проблеме обучения и воспитания начинается с Яна Амоса Коменского (1592–1670) и его книги "Великая дидактика", в которой впервые были сформированы принципы, методы и формы обучения. Его заслужено называют отцом современной педагогики. "Великая дидактика", вышедшая в г. Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Я. А. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира (социума). Я. А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании, являющийся основным в социальной педагогике. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей.
Концепция прагматического воспитания Джона Локка (1632–1704) излагается в книге "Мысли о воспитании" в виде программы воспитания и обучения будущего джентльмена, содержание которой носит реальный характер и облегчает молодому человеку вхождение в жизнь. Он утверждал, что человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта. По теории Дж. Локка, у человека нет врожденных представлений и идей.
Конечную цель воспитания Дж. Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
Жан-Жак Руссо (1712–1778) ставил воспитательной целью вырастить не судью, солдата, священника, а человека. Центральный пункт педагогических воззрений Ж.-Ж. Руссо – естественное воспитание. В главном педагогическом труде под названием "Эмиль" он выдвинул идею свободного воспитания. По Ж.-Ж. Руссо, на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание. Он фактически заложил основы содержания социального воспитания.
Социалисты-утописты (Роберт Оуэн (1771 – 1858), Анри Сен-Симон (1760–1825), Шарль Фурье (1772–1837)) выдвинули как идеал воспитания формирование всесторонне развитой личности, для становления которой необходимо соединение обучения с производительным трудом и всеобщее, равное образование.
Таким образом, ранний период становления социальной педагогики характеризуется формированием предпосылок для понимания сущности социального воспитания, поиском ресурсов и возможностей развития человека через обучение и воспитание. С совершенствованием общественного устройства заметно выделялась роль общества в развитии человека. Появление идеи свободного воспитания фактически означало придание человеку свободы выбора в своем совершенствовании в определенной социальной среде и свободное обращение с ее возможностями и ресурсами для самореализации личности. Важной составляющей развития человека становится общество с его ресурсами и возможностями.
Третий, исходный период развития социальной педагогики как науки (середина XIX – середина XX в.). Этот период связан с эпохой Просвещения. В это время в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются созидательно-образующим фактором общества, а человек должен быть целью, а не средством развития общества. Отправным пунктом концентрации идей социальной педагогики как науки явилась Германия.
На социально-педагогическую теорию и практику европейских стран оказали влияние труды Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827), Иоганна Гербарта (1776–1841), Фридриха Дистервега (1790–1866) и Пауля Наторпа (1854–1924).
Впервые термин "социальная педагогика" ввел в дискуссию о воспитании немецкий философ и педагог Карл Магер (1810–1855).
С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в немецкой литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания.
Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер, П. Наторп). Речь идет о социальном аспекте воспитания.
Согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (Ф. Дистервег). Здесь подчеркнут педагогический аспект общественного развития.
В словосочетании "социальная педагогика" и Ф. Дистервег, и П. Наторп отражали педагогические воззрения и практическую деятельность педагогов различных стран и народов. Одно, что их объединяло, так это социальный аспект, имевший место и в первом, и во втором подходах.
К представителям первого направления относились К. Магер, П. Наторп, Е. Борнеманн, Ф. Шлипер, Д. Пегелер и др.
Тем не менее со времен К. Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество.
В то же время, в дальнейшем, известный немецкий философ П. Наторп развил социальный аспект воспитания в социальной педагогике и рассматривал социальную педагогику как часть общей педагогики, как важнейший инструмент социализации.
Он выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе, т.е. фактически заявил о воспитательных возможностях социума в современном его понимании.
П. Наторп выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, которые могли бы способствовать реализации этой идеи, т.е. фактически призвал к структурированию потенциала социума и целенаправленной опоре на него.
Второе направление во взглядах на сущность социальной педагогики представляли Ф. Дистервег, его последователи Г. Ноль, Г. Боймер, К. Молленгауэр и др.
Как известно, во второй половине XIX в. "отец немецких учителей" Ф. Дистервег предложил словосочетание "социальная педагогика" для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних. Однако при всем этом он не дошел до полного понимания социальной сущности и поэтому его взгляды были ориентированы на содержании разрешения текущих проблем.
Герман Ноль (1879–1960), последователь Ф. Дистервега, видел задачу социальной педагогики в экстренной помощи, которая необходима в том случае, если семья и школа не могут реализовать по каким-либо причинам свои функции. Идея Г. Ноля, по сравнению с П. Наторпом, выглядела намного убедительнее, конкретнее и практичнее.
Его идеи нашли отражение в принятом в 1922 г. законе о благотворительной деятельности молодежи – это был первый государственный документ в Германии, который регулировал воспитание молодежи вне школы.
С тех пор социальная педагогика стала на практике педагогикой экстренных случаев, которая со временем превратилась в социально-педагогическую деятельность и должна была восполнять существующие в семье и школе проблемы по воспитанию молодежи.
Гертруда Боймер (1873–1954) считала социальную педагогику не принципом, а составной частью педагогики. Все, что не относится к воспитанию в семье и школе, есть проблема социальной педагогики.
Клаус Молленгауэр (1881–1958), развивая понятие беспризорности, отмечал, что если отдельный общественный институт не в состоянии решить проблемы ребенка, то возникает необходимость создания третьего пространства воспитания (кроме семьи и школы) – государственной помощи. При этом социальная педагогика, считал он, должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а исключительно с решением проблем, возникающих в процессе развития и включения в общество подрастающего поколения.
В 1960-е гг. это направление окончательно складывается и обосновывает свои позиции – теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения; внешкольная работа по месту жительства; воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школах-интернатах и других учреждениях.
Поскольку социальная педагогика представляет собой открытие, прежде всего, немецкой науки в истории развития педагогики, сделаем краткий экскурс в историю развития социальной педагогики в Германии, которая насчитывает более 100 лет и тесно связана с историей социального, экономического и политического развития страны.
Следует отметить, что в Германии, наряду с социальной педагогикой, на протяжении XX в. активно развивается социальная работа как самостоятельная область знания и практической деятельности.
Однако профессиональная деятельность социальных педагогов и социальных работников в Германии имеет много общего, поэтому в настоящее время она регулируется единым стандартом, в котором названия этих специалистов употребляются как синонимы: социальный работник/социальный педагог.
Они выполняют в обществе следующие функции: воспитательную, информационную, консультативную, поддержки, помощи, организации, защиты и представления интересов клиента. В то же время в их деятельности имеются и отличия. Главное из них заключается в том, что традиционными адресатами социальной педагогики являются дети и молодежь; она концентрирует свое внимание на помощи в воспитании и образовании.
На современном этапе общественного развития в мире наблюдается новый виток быстрого возрастания роли социальной педагогики.
Разработка новой модели современной гуманной и высокоэффективной образовательной системы предъявляет к педагогической науке повышенные требования. В связи с возрастанием роли науки, научного познания значительно расширяются и функции педагогики как науки. Сегодня педагогика все больше интегрируется с социологией, психологией, биологическими и антропологическими науками.