Эрос как человеческая страсть

Эрос — человеческая страсть, глубинное сексуальное влечение человека. В древнегреческой мифологии — бог любви, вначале имевший космические черты. Слово "эрос" встречается уже у Гомера. Оно обозначало не имя бога, а использовалось как существительное, выражающее желание. В теогонии Гесиода Эрос означает одного из богов (два других — Хаос и Земля). Эрос в мифологии не имел потомков, не играл никакой роли в продолжении рода богов. Однако он имел огромную власть над смертными существами. Он мог ослабить члены или преодолеть веление разума как у богов, так и у людей.

В "Антигоне" Софокла Эрос характеризуется как непобедимый, разрушительный бог, мечущийся над морями и пустынями. Никто не может избежать его воли — ни боги, ни люди. Он доводит свои жертвы до безумия, превращая добро во зло. В подобных поэтических образах отражались наблюдения за человеческой природой, подчеркивались коллизии между рациональным и иррациональным.

В западноевропейской философии используются также близкие понятия — агапэ и амор, а также позднее предложенное психоанализом понятие либидо, рассматриваемое как вариант эроса. Платон в диалоге "Пир" повествует о том, что люди когда-то не имели пола мужчин или женщин и существовали как бессмертные гермафродиты. Зевс поделил их пополам. Поэтому эрос понимается как смутное томление людей по прежнему единению, таинственная устремленность людей, обреченных на смерть, найти в потомстве бессмертие. Возникновение пола — это разрыв в первоначальной единой и могучей природе.

В древних космогониях эрос — это изначальная, стихийная мощная страсть, которая приводит в действие механизм порождения мира. Эрос — это желание и страсть, природные, сексуальные инстинкты человека. Агапэ — высший, преображающий вид любви. Хотя эрос и агапэ относятся к противоположным полюсам, они сходны, потому что универсальны и безличны, т.е. почти не зависят отличных качеств предмета любви. С появлением в XI в. представления об амор огромное значение приобрели как раз личные качества возлюбленных. С возникновением фрейдизма эрос стал рассматриваться с психической точки зрения. Это открыло новые возможности для анализа коллизий эроса. Для Фрейда понятие "либидо" стало одним из ключевых. Он отождествлял его с эротической психической энергией.

Образы любви в разных эпохах

Этот случай произошел в одной из московских школ. Накануне Международного женского дня девочки восьмого класса решили коллективно начать взрослую жизнь. Но вот несчастье — одной девочке не удалось в тот злополучный вечер расстаться со своей девственностью. Она была потрясена своей невостребованностью и повесилась.

Неужели во все века девушки поступали именно так? Или в другие эпохи любили иначе? Когда древние говорили: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо", — они подразумевали эмоции и вожделения, тайные умыслы и страсти. Эти движения души уникальны: их нет в животном мире. Драма человеческого существования раскрывается именно в "упоении страстями". Среди них первозванной кажется любовь... Ведь человечество ни одного дня не смогло бы прожить без нее...

Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни. По сути дела им определяются фундаментальные основы бытия. И в то же время эрос проявляется как глубоко индивидуальное, сугубо личностное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и неповторима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, ему. Знойное пламя эроса — вечное повторение и вечное открытие...

Итак, размышления об эросе, о его проявляемых в разных культурах влияниях на глубинную тайну пола, о пасторальной и темной страсти дадут представление об удивительных сексуальных существах, о неожиданных и поразительных соблазнах сладострастия, о могучем предвозвещении необыкновенного чувства, о любви, которую Максимилиан Волошин назвал "лампадой снов, владычицей зачатий". Эрос как одна из человеческих страстей, приближающих нас к философскому постижению человека.

В нашей стране еще сравнительно недавно любовь находилась под надзором. Так, вообще говоря, происходит в любом тоталитарном государстве. В эротическом увлечении человек проявлял себя крайне индивидуально и свободно. Вот почему тоталитарные правители стараются взять под контроль интимную жизнь человека. Карающий меч обрушивался на каждого, кто не сумел удержать собственные страсти в предуказанных пределах.

Сегодня — совсем иное... Запретно лишь то, что находится за рамками закона. Можно, например, купить древние китайские трактаты об "искусстве спальни" или индийскую "Камасутру", эротические гороскопы, рекомендации. Есть ли нужда в пылком осудительном слове? Не думаю...

Изживая пуританство, невозможно не впасть в противоположную крайность. В истории человечества так было не раз. В разных культурах к любви, к эросу относились неодинаково. Любовные чувства человека вечны, неизменны. Но культура, несомненно, оказывает воздействие на эротические нормы. Господствующие стандарты поведения определяют форму не только массовых, но и личных переживаний. Сексуальное буйство сменяется целомудрием и наоборот. И все-таки в этом чувстве во все века и времена больше общего, чем различного. Каждому из нас по-прежнему близка и понятна любовная драма Суламифи и царя Соломона, Дафниса и Хлои, Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >