Развитие молодежною социальною туризма на основе мифологической модели социально-культурной политики.
Исследователями отмечается, что в нашей стране социальнокультурная политика развивается в значительной мере на основе сосуществования (далеко не всегда мирного) двух мифов - коммунистического и буржуазно-либерального (А. В. Каменец). Для стратегии развития отечественного молодежного социального туризма это имеет принципиальное значение. Так, например, многими специалистами в области сохранения наследия, музейного дела, туризма благодаря «несостыкованности» этих мифов остаются неясными такие важные для теории и практики молодежного социального туризма вопросы как: «Какое культурное наследие мы должны изучать, сохранять и осваивать в первую очередь?»; «Как оценивать советский период нашей истории в программах туристических маршрутов молодежи?»; «Как сочетать традиционное стремление многих молодых людей России к коллективистским, общинным социальным взаимоотношениям и современными тенденциями индивидуализма, предприимчивости в общественной жизни при организации социального и культурного содержания молодежных туристических программ?» и т. д.
Мы разделяем мнение исследователей о том, что в качестве общей мифологической модели социально-культурной политики как основы соответствующей стратегии развития молодежного социального туризма можно использовать «территориальный» миф, особенно значимый для развития туризма молодежи в регионах России. Этот миф хорошо иллюстрируется соответствующими суждениями известного культуролога И. В. Кондакова. Это «почитание Земли как всеобщей «Матери»... Исследователи и самобытные мыслители - уже XX в. - обратили внимание на то, что представители различных стран, народов, национальностей называются по- русски именами существительными (француз, немец, лях, финн, грузин, татарин, монгол, турок, китаец, якут, чукча, эскимос и т. п.) и только русские именуют себя именем прилагательным - как воплощение своей принадлежности сущему, причастности предмету, высшему и самоценному - по сравнению с людьми, составляющими народ. Этот высший предмет, это сущее - Русь, Русская земля, а населяющие сс люди, сс защищающие, сс обрабатывающие, любящие, пользующиеся ее милостями и покровительством, ее дети -русские, т. е. принадлежащие Руси, относящиеся к ней, составляющие в совокупности это целое (будучи ее составными частями, элементами, сс строительным материалом). Русь (территория) первична; люди, включая их племенную, национальную, этническую принадлежность, - вторичны, производны от Руси: фактически все, кто живут на Русской земле, и есть русские. Русь мыслится как суперэтнос, как категория всеобщего и универсального характера. «Комплекс принадлежности» Русской земле сохраняется в менталитете русской культуры фактически до сих пор: апелляция к Родине-матери, к Матери-Сырой-Земле, к России как носительнице высших ценностей сохраняется как устойчивая доминанта национального самосознания русских, косвенно восходящая к культу национальной природы».[1] [2]
Таким образом, ориентированность молодежи на формирование чувства сопричастности к своей Земле, Родине-матери может представлять собой мощный стимул для дальнейшего развития отечественного молодежного социального туризма.