Представление о детерминирующей роли неосознаваемых воздействий в формировании поведенческих реакций организма э. А. Костандова

Одной из важных проблем при изучении механизмов приспособительной деятельности является проблема переработки мозгом поступающей информации, проходящей как на сознательном, так и бессознательном уровнях и предполагающей участие различных уровней интеграции сенсорных процессов.

Известный российский психофизиолог Эдуард Арутюнович Костан- дов выдвинул интересную гипотезу, согласно которой неосознаваемые воздействия играют важную детерминирующую роль в формировании поведенческих реакций организма. Он считает, что практически к любой приходящей информации мозг относится как к потенциально (биологически и социально) важной для организма, и включение сознания способствует в дальнейшем только уточнению значимости для субъекта того или иного воздействия. Костандов предположил, что наряду с переработкой информации в соответствующих проекционных и ассоциативных зонах коры в мозге существует общий механизм, обеспечивающий распознавание и оценку сигналов с точки зрения их важности для организма. Именно этот механизм обеспечивает интеграцию нейронной активности различных участков коры больших полушарий и подкорковых структур, тем самым обеспечивая наилучший эффект для осознанного восприятия значимых для субъекта в данный момент раздражителей окружающей среды.

При изучении бессознательных явлений психики внимание Костандова привлек феномен так называемой психологической защиты, когда негативные, травмирующие личность переживания не допускаются более в сферу сознания. Для изучения физиологической природы этого явления им были проведены исследования, в основу которых был положен комплексный подход: использование метода образования временных связей и психофизических способов определения порогов восприятия с регистрацией усредненных вызванных потенциалов. Суть экспериментов заключалась в том, что человеку зрительно предъявлялась пара стимулов — нейтральное и отрицательно значимое для него слово, на которые предварительно была выработана прочная временная связь. Регистрируя затем электрическую активность мозга при предъявлении данных стимулов, Костандов обнаружил, что порог опознания негативно окрашенного сигнала-слова значительно повышен по сравнению с восприятием нейтрального слова. Следовательно, мозг «блокирует» прохождение в сознание человека травмирующей его информации. Это еще раз подтвердило предположение Крстандова о том, что еще до опознания сигнала включается определенный мозговой механизм предварительной оценки раздражителя, который, в случае его негативной эмоциональной «окраски», повышает порог опознания, не давая возможности информации пройти в сферу сознания. Более того, в процессе исследований выявилась тесная связь механизма обработки сенсорной информации и опознания поступающего сигнала с функциональной асимметрией мозга. Согласно полученным данным, как осознаваемое, так и неосознаваемое восприятие вербальных и невербальных стимулов осуществляется при тесном взаимодействии обоих полушарий, каждое из которых играет роль в корковой организации отдельных стадий целостной психической функции. Так, например, в случае восприятия осознаваемых вербальных и невербальных раздражителей вначале доминирует активация правого полушария мозга, осуществляющего в основном зрительно-пространственный анализ стимулов, затем результаты обработки информации передаются в левое полушарие, где уже и происходит окончательный семантический анализ и осознание раздражителя. При безотчетных эмоциях (когда причина, вызвавшая эмоциональное переживание, остается неосознанной для человека) выявляется преимущественная активация правого полушария. Таким образом, смысл приходящей информации, ее эмоциональная нагрузка выступает как ведущая детерминанта структурно-функциональных перестроек в мозге.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >