Введение
Сегодня фундаментальным и жизненно важным является вопрос о том, должно ли образование быть нацеленным только на подготовку профессиональных исполнителей, то есть быть социально или профессионально ориентированным, или (а возможно, и в первую очередь) оно должно еще и стимулировать развитие свободной творческой личности. Личностно ориентированное обучение стимулирует познавательную мотивацию студентов, учитывает их индивидуальные особенности развития, предоставляет разнообразные возможности для эффективного и творческого самообразования. На наш взгляд, история науки должна стать необходимой частью базового образования, «эвристической лабораторией», где студенты будут учиться ориентироваться в мире научного познания, самостоятельно формулировать вопросы и находить на них ответы.
Место истории науки в образовательных системах любых типов и уровней уникально: мы убеждены, что без нее невозможно качественное профессиональное образование вне зависимости от специальности. Кафедра истории науки, научно-технических и экономических архивов Историкоархивного института РГГУ, где трудится коллектив авторов данного учебника, осуществляет свою деятельность в рамках концепции новой образовательной среды, создавая ее историко-научный сегмент.
Историко-научная образовательная среда — это особым образом организованная система интеллектуальных и материальных средств, цель которой — формирование компетенций (знаний, умений и навыков) студента, бакалавра или магистра. Приведенный ниже список компетенций — это своеобразная декларация о намерениях со стороны авторов данного учебника: именно под эти ожидаемые итоги педагогического процесса должны быть настроены и сам процесс, и образовательная среда.
В результате изучения данного курса студент должен:
знать
- • ключевые философские категории и концепции, направления и теории в философии и социологии науки;
- • основы логической и методологической культуры научного исследования;
- • общепринятые классификации науки и научных исследований;
- • основные тенденции и проблемы естествознания в его историческом развитии;
- • современные направления и школы историко-научных исследований;
- • основные источники историко-научного знания и приемы работы с ними;
уметь
- • понимать, изучать и критически анализировать получаемую информацию естественнонаучного содержания;
- • интерпретировать тексты историко-научного характера;
- • использовать фундаментальные знания общенаучной методологии и основных концепций конкретных наук в сфере профессиональной деятельности;
- • строить и применять модели для описания и прогнозирования различных явлений историко-научного характера;
- • вести собственную научно-исследовательскую работу, критически анализировать свою научную и прикладную деятельность;
- • самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности;
- • сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;
владеть
- • современной общенаучной, естественнонаучной и гуманитарной терминологией;
- • методами поиска, обработки, анализа и синтеза информации;
- • основами современной методологии научного познания при изучении культурных объектов.
Столь многостороннее содержание компетенций определяет требования к образовательной среде, необходимой для их формирования. Выделим ее характерные особенности.
Концептуальные. При изучении истории науки учащийся (субъект обучения) находится внутри изучаемого объекта — пространства научного познания; в процессе обучения он «присваивает» этот объект, последовательно проходя стадии субъект-объектных, субъект-субъектных и — в пределе — внутрисубъектных отношений (по аналогии с физической внешней средой обитания, которая в процессе жизнедеятельности становится внутренней структурой и средой организма).
Структурные. Образовательная среда предполагает единство трех составляющих: интеллектуальной (информационной, программно-мето- дологической и коммуникационно-психологической), материально-физической (средств обучения различного вида, в том числе, например, историко-научных артефактов) и организационной (организация пространства обучения).
Операционально-технологические (процессуальные, деятельностные). Предполагается, что обучающийся, предварительно изучив «крупномасштабную карту» образовательной среды истории науки, затем формулирует свою собственную целевую установку как исследователь и разрабатывает стратегию и сценарий ее реализации, используя все необходимые информационные и технологические ресурсы среды.
И наконец, фундаментальной характеристикой такой образовательной среды является взаимная согласованность (системная дополнительность) всех ее элементов.
Новые учебно-методические материалы разрабатывались сотрудниками нашей кафедры под конкретные цели и задачи учебного процесса и с учетом психологических особенностей восприятия и усвоения материала современным молодым поколением. В 1998 г. вышел первый вариант учебника по истории науки1, ограниченный тираж которого быстро разошелся внутри РГГУ. Была составлена хрестоматия[1] [2], записаны диски с учебными материалами курса, начали наполняться контентом сетевые варианты курса. И хотя внешние обстоятельства несколько притормозили эту деятельность, преподавание курса продолжалось, материал накапливался, идеи зрели. Книга, которую вы держите в руках, вобрала в себя все лучшее из первого варианта учебника, но текст подвергся серьезной переработке. В силу современных требований, предъявляемых к учебной литературе, в книге появились новые темы и главы. Мы постарались органично вписать этот материал в общую логику и дух нашего учебника. За это время ушел из жизни наш коллега и один из авторов хрестоматии, философ и историк науки Б. А. Старостин. Его нет с нами, но идеи его по-прежнему живы и актуальны, поэтому мы сочли необходимым познакомить читателей с некоторыми историографическими воззрениями этого автора.
Цель предлагаемого учебного пособия — дать всю основную историконаучную информацию в свернутом, сжатом виде, чтобы на этой базе, как на «сборочной площадке», учащийся мог построить свой индивидуальный подход к той или иной теме. Мы постарались, нс перегружая читателя излишними подробностями, дать студенту опорные точки для творческого построения собственной картины исторического явления, установления новых логических связей. Разумеется, авторы видят и осознают серьезность возможного возражения: какое отношение имеют представленные в книге весьма упрощенные схемы к истории как полномасштабному описанию рассматриваемых событий?
Главная задача данного учебника, на наш взгляд, — обучить студентов методике профессиональной оценки событий истории науки, пользованию основными источниками по истории науки и, что особенно важно, системному подходу в восприятии развития любой научной дисциплины.
Обсуждение теоретико-методологических проблем курса «История и методология науки» представляется весьма сложной задачей ввиду недостаточности и неразработанности материала, поскольку история науки как учебная дисциплина находится пока еще в стадии становления. Поэтому важно четко и ясно определиться с тем, для чего вообще необходимы - и необходимы ли — знания в данной области.
- 11а вопрос, зачем современному специалисту знать историю науки, можно дать следующие ответы.
- 1. При исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники, как правило, возникает ситуация выбора из нескольких гипотез и путей решения. Знание истории науки и техники позволяет сделать этот выбор более логичным и аргументированным.
- 2. В ходе исследования или работы над проблемой знание истории науки подсказывает исторические аналогии — попытки решения похожей проблемы в прошлом.
- 3. Знание истории науки предполагает знание приемов научного познания и научного творческого мышления, а значит, дает возможность пользоваться этими приемами.
- 4. Изучая историю науки, ученый, специалист «переживает» всю историю развития науки и сопутствующую ей историю техники, осмысляет ее и таким образом формирует свое научное миропонимание, воспитываясь и обучаясь на опыте прошлого.
- 5. Изучение истории науки позволяет выявить законы и закономерности развития науки в целом. Это, в свою очередь, дает возможность обоснованно, на базе более глубокого анализа, выбирать направления дальнейшего развития.
В любом профессиональном образовательном пространстве так или иначе присутствуют (хотя бы намечены) три функциональных уровня истории науки, различных как по целевому назначению, так и по предметному (фактическому) содержанию:
- 1) общая история науки — анализ и описание развития науки как целостного социокультурного и когнитивного феномена в контексте общего культурно-исторического развития человечества;
- 2) профессиональная история науки — анализ и описание развития отдельных научно-технических отраслей и общепрофессиональных дисциплин как целостных структур в контексте общей истории науки;
- 3) специальная история науки — анализ и описание развития конкретных научно-технических дисциплин и проблем (вплоть до их современного состояния) в контексте профессиональной и общей истории науки.
Предлагаемый здесь учебно-методический материал относится к начальному уровню изучения истории науки и предназначен для формирования, в том числе в образной и метафорической форме, представления о науке как целостном явлении в ее взаимодействии с другими социокультурными и когнитивными феноменами. Наша главная цель — показать совокупность проблем (а не их готовых решений) в области истории науки и техники. Это не книга ответов, а книга огромного числа вопросов. Мы не претендуем на всеохватное и полномасштабное изложение содержания дисциплины: скорее наша цель — помочь сориентироваться в огромном море информации при освоении истории науки. Здесь вполне уместна аналогия с картой (которая, как известно, не тождественна реальной местности), вернее, с картами различного масштаба. Если продолжать данную метафору, наше пособие больше похоже на контурную карту — схему, которая должна быть продолжена и дополнена учащимся самостоятельно.
Мы четко понимали, каким не хотим видеть свой учебник. В своей работе мы попытались уйти от типичных вариантов такого рода пособий, чтобы не получился:
- • учебник для «тайного общества» — излишне наукообразный, заумный и сухой;
- • учебник-монография — сборник разрозненных статей по актуальным темам;
- • учебник-энциклопедия — претензия на полное, исчерпывающее и последовательное изложение всего, что относится к геме;
На наш взгляд, учебник по истории науки не должен претендовать на систематическое и всеохватное изложение содержания различных научных теорий. Там, где это было необходимо и принципиально, мы раскрывали основные идеи, например, физической или биологической теории, но за основательным и последовательно изложенным знанием все же призываем обращаться к учебникам по астрономии и астрофизике, общей и теоретической физике, химии, биологии и т.д. Мы также исходим из того, что наши читатели знакомы с курсами мировой и российской истории.
• учебник — истина в последней инстанции: «есть только одно правильное мнение — мнение авторов».
Мы надеемся, что нам удалось создать:
• учебник — путеводитель и навигатор;
Сейчас в сети Интернет можно найти абсолютно любую информацию. Конкурировать с сетью за объемы бессмысленно, но поиск требует навыка и времени, наличия цифрового устройства и доступа в сеть. Бумажная книга поможет обойти некоторые из этих проблем.
• учебник — дверь в мир науки для начинающих;
В любой научной дисциплине есть свой минимальный «джентльменский набор» сведений: основные понятия, принципы и концепции; классические труды и авторы- классики; культовые открытия, памятники, места паломничества; наиболее известные и растиражированные высказывания и примеры, которые всем давно приелись, но знать их все равно надо. Список можно продолжать, но идея и так понятна. Мы попытались совместить учебник и мини-хрестоматию, но хрестоматию, напечатанную нс отдельным томом, а россыпью цитат по всему объему книги. Для наглядности все цитаты классиков и современных исследователей вынесены во вставки и напечатаны более мелким кеглем.
• учебник, не выходящий за рамки приличий по объему.
Хорошо, когда в книге для начинающих крупный шрифт, много картинок, доступное (но не в ущерб научности) изложение основ дисциплины, дружественный интерфейс и карманный размер. Мы старались, но получилось далеко не все.
Учебник состоит из двух логических разделов. В первом разделе излагаются теоретические и методологические основы курса — осуществляется общая «ориентировка на местности», дается описание истории науки как самостоятельной дисциплины и т.д. Во втором разделе сделана попытка дать минимально необходимый набор фактов из истории науки с древнейших времен до наших дней. Этот раздел состоит из глав, посвященных отдельным эпохам в истории знания и человечества вообще. В каждой главе-эпохе есть параграфы, отражающие последовательность событий на стреле времени частных историй наук, историю науки как социального института, историю идей и научных методов, границы исторических картин мира. Мы помнили о том, что история науки — это в том числе цепь индивидуальных открытий (например, Аристотель — Ньютон — Эйнштейн), что также нашло отражение в логике изложения материала. Далее, нам важно было не упустить из виду роль развивающихся технологий и различных изобретений, учесть историю научной коммуникации и взаимных влияний одних исследовательских школ на другие. Наконец, история науки — это часть социокультурного потока, поэтому нас интересовали и высказывания типа «А. С. Пушкин забыл в Михайловском очки, поэтому даже при свете электрической лампочки с трудом различал буквы на железнодорожном билете»... О чем-то мы скорее намекнули, чем рассказали подробно, но, увы, таков формат учебного пособия.
Во всех главах книги, помимо основного текста, можно найти следующие материалы:
- • вопросы для самопроверки по теме;
- • список литературы;
- • дополнительные рекомендации: что почитать, посмотреть, потрогать;
- • цитаты из «классиков жанра»;
- • темы для рефератов;
- • ситуационные задания и проверочные тесты.
Разделы учебно-методического комплекса (т.е. задания и тесты) требуют от учащихся владения информацией по самым разным вопросам истории и методологии науки. В качестве иллюстрации определенных методологических проблем привлекался конкретный историко-научный материал.
Исходя из принципиальной невозможности рассказать обо всем на свете в одном учебном пособии, мы намеренно не связывали объем знаний, необходимых для выполнения заданий, с объемом содержания соответствующих этой теме параграфов. Выполнение заданий требует привлечения дополнительных источников. Мы надеемся, что тем самым мы провоцируем и побуждаем наших читателей двигаться дальше самостоятельно: «пробить» тему в сети Интернет, прочитать, сходить посмотреть, поразмышлять и т.д.
Учебники не пишут для тех, кто уже «в материале». Учебники пишут для тех, кто в самом начале пути. Предполагаемая целевая аудитория нашего учебника — это:
- • студенты младших курсов гуманитарных направлений бакалавриата (история, музеология, культурология, философия, социология, антропология);
- • студенты-магистранты, изучающие курс философии и истории науки с последующей сдачей экзамена кандидатского минимума;
- • все интересующиеся историей науки;
- • возможно — студенты бакалавриатов технического и естественнонаучного направлений.
В книгу может заглянуть и тот, кто странствует не первый день: иногда требуется уточнить детали знакомого ландшафта. Протоптанная другими дорога, чужой выбор не всегда совпадает с ожиданиями, но зато экономит время и силы, а критический взгляд на чужие теории порождает новые собственные идеи. Поэтому мы надеемся, что учебник окажется полезным и для наших коллег — преподавателей истории науки.
Мы выражаем благодарность всем тем, кто принял участие в подготовке этой книги — коллегам, редакторам, рецензентам и просто сочувствующим. Неоценимую помощь оказал А. И. Липкин, совместно с которым написаны несколько параграфов этой книги, — профессор кафедры истории науки, научно-технических и экономических архивов Историко-архивного института РГГУ и кафедры философии Московского физико-технического института. Мы привлекли к работе над книгой и наших студентов — из них особо отметим Михаила Базлева, который на момент написания им параграфа о естественнонаучных знаниях Древней Японии был студентом третьего курса Центра изучения религий РГГУ. Нельзя преуменьшить и значение общения с преподавателями кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ — Ю. Д. Артамоновой и Т. А. Вар- хотовым, с которыми одному из авторов посчастливилось пересечься в рамках курса повышения квалификации. Особые слова благодарности скажем в адрес Л. И. Меерсон — за внимательное прочтение рукописи и ценные критические замечания.