Психология труда и смежные психологические дисциплины в России второй половины XX – начала XXI века
Ликвидация индустриальной психотехники в 1936 г. негативно отразилась на масштабах и уровне решения задач практики, требовавших научно-психологических знаний о труде и работающих людях, но это не означает полного отсутствия практико-ориентированных работ во второй половине 1930-х и в 1940-е гг. Можно назвать в качестве основных направлений того времени исследования по повышению эффективности воинского труда. Так, психофизиолог труда К. X. Кекчеев использовал законы взаимодействия органов чувств в целях сокращения длительности адаптации глаза к темноте, что важно для летчиков, снайперов, разведчиков; достижения психофизиологии восприятия внедрялись в маскировку и разведку. Для раннего обнаружения приближения вражеских самолетов использовалось компенсаторное развитие слуха у слабовидящих и пр. Второе направление, сложившееся в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие, – психология восстановительной трудотерапии (подробнее см. гл. 14, параграф 14.2).
Восстановление прикладной психологии, изучающей труд и трудящихся, как официально признанной научной дисциплины стало возможным только в период преодоления тоталитарного режима в стране. В 1957 г. на совещании в Москве было вынесено решение о возрождении области прикладной психологии данного направления, которая стала развиваться под названием психология труда [9]. Начиная с 1957 г. возобновилась подготовка профессиональных психологов в университетах по психологии труда. Получили развитие практически все направления и проблемы, сложившиеся в 1920–1930-е гг. в рамках индустриальной психотехники и рефлексологии труда. Среди ведущих ученых в области психологии труда данного периода можно назвать С. Г. Геллерштейна, К . М. Гуревича, К. X. Кекчеева, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, Ю. В. Котелову, В. В. Чебышеву и др. (см. ЭП-1-9).
Психология труда, инженерная психология и эргономика
В условиях послевоенной гонки вооружений отечественная оборонная промышленность создавала не менее сложные, чем на Западе, образцы военной техники для авиации, военно-морского флота, артиллерии и ракетных войск, связи. Проектирование и эксплуатация военной техники в эти годы были уже невозможны без учета человеческого фактора. В 1959 г. была организована лаборатория инженерной психологии в Ленинградском университете (Б. Ф. Ломов, А. А. Крылов и др.), по инициативе В. П. Зинченко в это же время начались работы по данной тематике и в Московском университете. До 70% выпускников факультетов психологии в 1960–1970-е гг. направлялось для работы на предприятиях военно-промышленного комплекса. Инженерная психология преподавалась практически во всех технических вузах. В настоящее время по мере преодоления экономического кризиса 1990-х гг., связанного с переходом на рыночную экономику, инженерная психология и эргономика возрождаются, ибо отечественные предприятия не смогут конкурировать на международных рынках с продукцией, не соответствующей международным эргономическим требованиям.
Основные проблемы инженерной психологии и эргономики: учет человеческого фактора в проектировании социотехнических систем, технических средств; проблема надежности – безаварийности, качества и своевременности выполнения намеченных функций; оценка потребительских свойств промышленных изделий; охрана здоровья работников, контроль и оптимизация функциональных состояний операторов; отбор и эффективное обучение персонала. Инженерная психология и проективная эргономика отличались в 1980-е гг. от психологии труда тем, что они опирались на достижения зарубежной экспериментальной когнитивной психологии, широко применяли количественные методы оценок в исследовании труда операторов, занимались моделированием операторской деятельности, использовали аппарат теории систем, теории информации, теории алгоритмов, теории игр.
Названия дисциплин – инженерная психология и эргономика – отражали разные акцепты данных научных направлений: в первом случае подчеркивалась роль именно психологических знаний в проектировании и оценке технических систем, во втором – на первое место выдвигалась идея междисциплинарности в проектировании труда и его рационализации [2; 5; 6; 13; 14 и др.]. Общим с психологией труда в этих дисциплинах является использование концепций психологии человека – субъекта труда, положений дифференциальной психологии, учения о способностях и профпригодности, представлений о возможностях развития профессионально важных качеств, о динамике работоспособности, психологии трудовой деятельности, базовых методов и средств ее изучения. Но в связи с тем, что объект изучения часто был засекречен, в публикациях по инженерной психологии вместо указания на конкретную должность, профессию работника повсеместно употреблялся термин "человек-оператор". Эргономика, представленная в публикациях сотрудников ВНИИ технической эстетики и его многочисленных филиалов, в большей мере имела дело с гражданскими объектами, и здесь отличие от психологии труда состояло в научном взаимодействии психологов с антропологами, физиологами, врачами-гигиенистами, дизайнерами. С 1964 г. издается журнал "Техническая эстетика", в котором находят отражение эргономические исследования; с 1970 по 1990 г. опубликовано 39 выпусков Трудов ВНИИТЭ серии "Эргономика"; в 1990-е гг. издавался журнал "Прикладная эргономика", позже поменявший название на "Теория и практика эргономики", отражавший деятельность Ассоциации прикладной эргономики (1993–2009). В нашей стране было выпущено более 30 государственных эргономических стандартов, предполагающих обязательный учет эргономических данных в проектировании техники. Подготовлен прекрасно иллюстрированный учебник по эргономике как человекоориентированному проектированию труда и его средств [2]. Сведения о лидерах отечественной инженерной психологии и эргономики см. в ЭП-1-10.
О состоянии эргономики в современной России можно судить по опыту внедрения ее идей в ядерную энергетику, по материалам конференций Межрегиональной эргономической ассоциации (МЭА), образованной в 1995 г., а также по публикациям в ее периодических изданиях – в журнале "Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики" [5; 6]. В бюллетене "Эргономист", представленном на сайте МЭА (ergo-org.ru), рассматриваются перспективы развития эргономики как науки и профессии, деятельность Межрегиональной эргономической ассоциации. МЭА выступает правопреемницей Эргономической ассоциации, которая была организована в СССР по инициативе А. И. Губинского в 1986 г. (см. ЭП-1-10). С 1997 г. МЭА является федеративным членом Международной эргономической ассоциации (International Ergonomics Association – IEА), а также Федерации европейских эргономических обществ (Federation of European Ergonomics Societies – FEES).
Подготовка кадров инженеров-эргономистов осуществляется в технических вузах Российской Федерации (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ", Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского "МАТИ" и др.). На факультетах психологии ведущих российских университетов (МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, ЯрГУ и др.) действуют кафедры, преподаватели которых обучают психологов, специализирующихся в эргономике, инженерной психологии и психологии труда.
Современная эргономика включает три направления: 1) физическую эргономику, которая изучает, оценивает и проектирует технику, рабочее пространство, рабочие места, рабочую позу и движения профессионалов; 2) когнитивную эргономику, которая базируется на достижениях когнитивной экспериментальной психологии, проектирует и оценивает средства отображения информации, информационные и концептуальные модели операторов;
3) организационную эргономику, представители которой исследуют, проектируют и оценивают профессиональные взаимодействия в социотехнических системах (см. "Об эргономике" на сайте ergo-org.ru).
Инженерная психология с момента своего зарождения имела также междисциплинарный статус, в этой связи для обозначения специально психологических проблем в изучении, проектировании и преобразовании труда профессионала и его жизни Ю. К. Стрелков предложил термин "профессиональная психология" [4]. Термин "профессиональная психология" не противопоставляет эту дисциплину непрофессиональной, дилетантской психологии, а выделяет из всех форм активности человека его активность в качестве профессионала (при сохранении внимания ко всем другим сторонам жизни, которые связаны с профессиональной деятельностью). Различия профессиональной психологии (ПП) и психологии труда (ПТ): профессиональная психология исследует проблемы проектирования, а психология труда ориентирована на задачи рационализации существующих видов труда; профессиональная психология характеризуется использованием совокупности идей экзистенциальной философии и психологии (И. Канта, А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Мамардашвили и др.), понятий времени, пространства, сознания и бессознательного, профессионального общения и т.п. при реализации принципов неотделимости души от тела, целостности, единства человека, единства субъекта и его действий.