Особенности тактики первоначальных следственных действий

Налоговые преступления всегда связаны с составлением различного рода документов и отчетов, представляемых в налоговые органы. В связи с этим первоначальным следственным действием является выемка документов.

Выемке подлежат все документы за отчетный налоговый период, от уплаты налогов и сборов за который уклонился налогоплательщик. Если предприятие ведет активную экономическую деятельность и связано с другими предприятиями и производствами либо поставщиками, изымаются и контрагентские документы на этих предприятиях. Кроме отчетной документации, выемке подлежит и организационно-управленческая, так как в ней имеются сведения о структуре юридического лица, видах деятельности, предусмотренных уставом предприятия, руководителях и других сотрудниках, которые выполняют функции, связанные с учетом, контролем, бухгалтерской документацией, и организационно-распорядительные. Особенностью выемки является то, что документы могут изыматься не непосредственно в офисах организации или предприятия, а в соответствующих компетентных органах, проводивших предварительную проверку данной организации или предприятия. В этом случае выемка производится с участием представителя администрации или бухгалтерии предприятия, которое подвергается проверке. В протоколе выемки необходимо полностью перечислить все изымаемые документы с указанием количества страниц, а в необходимых случаях — и имеющихся на документах реквизитов, что в последующем исключит ссылки на утрату документов проверяющим органом или возможность подмены. Изъятые документы в обязательном порядке подлежат осмотру.

Осмотр документов осуществляется с участием специа- листа-криминалиста, в отдельных случаях привлекается специалист-бухгалтер. При осмотре выявляется наличие или отсутствие признаков подчистки, смывания текста, дописки и т.п.; с участием специалиста-бухгалтера изучается соответствие записей и реквизитов документов, осуществляется их сопоставление с содержанием финансовохозяйственных операций, производимых предприятием. При осмотре должен присутствовать представитель организации или предприятия-налогоплательщика; он сможет убедиться в фальсификации документов, и ему будет разъяснена причина, по которой предприятию не будут возвращены ни подлинники, ни копии документов, несмотря на их востребованность в финансово-хозяйственной деятельности.

Обыск целесообразно проводить сразу после возбуждения уголовного дела либо после выемки. Тактические особенности обыска зависят от исходной следственной ситуации.

Во всех случаях необходимо обеспечить изъятие записных книжек, черновиков, иных записей, документов других организаций, договоров, организационно-распорядительной документации, учредительных документов и т.д. При обыске в офисе предприятия или но месту жительства причастных к налоговым преступлениям лиц обязательно участие специалиста в области программирования и компьютерной техники, так как и на домашнем, и на служебном компьютере может содержаться информация, относящаяся к преступлению. В ряде случаев при обыске изымаются мобильные телефоны для установления связей преступника с другими организациями, должностными лицами и коррумпированными сотрудниками проверяющих органов.

Нередко на первоначальном этапе расследования производится осмотр места происшествия. Осмотру подлежат помещения, здания, строения, производственные мощности, принадлежащие организации, предприятию. При этом устанавливаются их фактическое наличие и принадлежность соответствующей организации или лицу. Осмотр может производиться для изучения обстановки преступления — офиса, бухгалтерии, административных помещений и обнаружения следов преступлений в виде неучтенных материальных ценностей, основных и оборотных средств производства, фиктивных документов, а также наличных денежных средств.

Допросу по делам о налоговых преступлениях подлежат руководители и должностные лица, выявившие преступление или заявившие о нем, сотрудники организации или предприятия налогоплательщика, ответственные за составление и ведение финансовой, бухгалтерской, отчетной и налоговой документации. Особенности тактики допроса обусловлены должностным положением лица, его осведомленностью или причастностью к совершенному налоговому преступлению.

Первоначальный допрос свидетелей — сотрудников компетентных органов, выявивших налоговое преступление, направлен на установление нарушения налогового законодательства, вида налога, от уплаты которого уклонился налогоплательщик, способа сокрытия или уклонения от налогообложения, размера причиненного государству ущерба. Так, допрос сотрудников налогового органа дает возможность выявить обстоятельства совершения преступления, документы, использованные для искажения сведений, и иной информации, имеющей значение для формирования налогооблагаемой базы.

В качестве свидетелей допрашиваются и представители других компетентных органов: сотрудники контрольноревизионных аппаратов, аудиторы, ревизоры отрасли либо вышестоящей организации. Они, как правило, обладают общей информацией о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации или индивидуального предпринимателя, производственных взаимосвязях с контрагентами, состоянии бухгалтерского учета и отчетности, периодах проведения ревизионных и других проверок, об их результатах и т.п. Допрос указанных лиц позволяет установить соответствие направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия уставным документам, законность существования филиалов, представительств и других структур, соответствие штатного расписания объему производимых работ, соответствие уровня и видов оплаты труда нормативным актам и другие обстоятельства деятельности юридического лица.

Об обстоятельствах совершенного налогового преступления допрашиваются сотрудники бухгалтерии, материально ответственные лица и лица, осуществляющие управленческие и распорядительные функции на предприятии. Допрос этой категории свидетелей осуществляется с участием специалиста-бухгалтера или экономиста. Выяснению подлежат вопросы о состоянии и порядке ведения бухгалтерского учета.

При допросе этой категории свидетелей могут быть получены правдивые показания от сотрудников, не заинтересованных в фальсификации бухгалтерских данных и отчетности. Участвующий в допросе специалист оказывает содействие следователю в более правильной и компетентной постановке вопросов, а также разъясняет смысл используемой специальной терминологии лицами, дающими показания. Допрос будет более целенаправленным, если на момент первоначального допроса имеются результаты ревизии или иной документальной проверки. При их отсутствии вопросы, связанные с документальными проверками, выясняются при повторных допросах.

Для расследования налоговых преступлений имеют значение и сведения, полученные от сотрудников организаций и предприятий, с которыми налогоплательщик имеет производственные, финансовые и иные хозяйственные связи. Они могут дать достоверную информацию о производственных взаимосвязях, товарных и финансовых операциях, производимом бартере и т.д.

Одним из наиболее сложных на первоначальном этапе расследования является допрос подозреваемого — руководителя предприятия или организации, совершивших налоговое преступление. После возбуждения уголовного дела они обычно отрицают свою вину, ссылаются на ошибки, пропущенные сроки и спешку в составлении отчетов, обещают в следующем отчетном периоде их исправить. Допрос такого лица тщательно планируется и проводится с участием специалиста. При подготовке к допросу следователь изучает и готовит всю нормативную базу, оперировать которой ему придется при допросе, анализирует имеющиеся по делу доказательства, разрабатывает вопросы. Предъявление документов и иных доказательств при допросе подозреваемого возможно, если по делу допрошены и дают правдивые показания отдельные сотрудники, имеются подтверждающие их показания результаты документальных проверок. Если таких материалов нет, при первоначальном допросе целесообразнее выяснить позицию и возражения самого подозреваемого по факту уклонения от уплаты налогов, а доказательства предъявить при повторном допросе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >