Развитие планировочной структуры города
Планировочная структура античных городов имела свободный характер. Границы города были достаточно подвижны и не имели четких очертаний. Основной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырех или более домов. Планировка античного города подчинялась логике так называемой гипподамовой сетки, названной в честь милетского математика Гииподама, жившего в V в. до. н.э. Гиннодамова сетка представляла собой тщательно продуманный план, в котором уличное разделение городской территории осуществлялось строго под прямым углом, вследствие чего образовывалась сетка правильных жилых кварталов с выделением городского центра, застроенного культовыми и общественными сооружениями — храмами, административными зданиями и пр. Развитие такого города шло в направлении последовательного наращивания жилых строений от центра к периферии.
Предметом научного интереса в этот период выступала проблема месторасположения города. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) обратил внимание на четыре обстоятельства, важные для определения качества месторасположения города. «Прежде всего, и это самое главное, — пишет мыслитель, — здоровье. А именно города, обращенные к востоку и в сторону восточных ветров, являются более здоровыми; за ними следуют города, защищенные от северных ветров, — в них зимы мягче. Из прочих условий нужно иметь в виду то, что благоприятно для внутренней политической деятельности и для военного времени. На случай военных действий город должен давать гражданам удобный выход, для неприятелей же быть труднодоступным. Водой и источниками город должен быть снабжен в возможно большем количестве; в противном случае это должно быть возмещено устройством многочисленных и больших цистерн для сохранения дождевой воды, так, чтобы в ней не было недостатка на случай, если бы граждане оказались из-за войны отрезанными от своей территории. Так как следует заботиться о здоровье жителей, а это связано с соответствующим местоположением города, то на втором плане будет задача устроить в городе здоровое водоснабжение; выполнение этой задачи заслуживает серьезного внимания. Ведь то, что мы употребляем для наших физических потребностей в очень большом количестве и весьма часто, оказывает огромное влияние на наше здоровье, а вода и состояние воздуха относятся именно к этому. Поэтому если в городах, которые проявляют предусмотрительность, окажется, что не вся вода, протекающая в них, одинакового для здоровья качества или если источников в них будет мало, нужно отделять питьевую воду от воды, служащей для остальных потребностей» (Аристотель, 1984, 4, с. 609).
Проблемы, выделенные Аристотелем, обострились по мере увеличения площади городов и, соответственно, увеличения плотности их заселения. Уже ко II в. до н.э. были построены города с площадью до 19 кв. км (Сиракузы). В некоторых городах концентрация населения доходила до 600 тыс. чел., а в египетской Александрии и Риме — до 1 млн чел. (Бла- ватский, 1976, с. 47, 48). Одной из предпосылок быстрого роста городов называют освоение моря, обеспечивающего быструю доставку продовольствия из отдаленных сельскохозяйственных районов.
Римский период в становлении городов отличался тем, что в их хозяйственную систему была заложена мощная инженерная база. Если греки при основании городов пользовались критериями стремления к красоте, неприступности, наличия гаваней и плодородной почвы, то римляне разработали схему постройки дорог, водопроводов, клоак, канализации и т.д. Уже в 312 г. до н.э. был спроектирован самый ранний акведук общей протяженностью 63,7 км, а в Рим ежедневно поступало 1 млн м3 водопроводной воды (Блаватский, 1976, с. 40).
Внешняя обустроенность городов стала причиной того, что они стали привлекать множество людей из сельской местности. Для многих города казались паразитами, способными существовать лишь за счет широких площадей естественной природы. И это обстоятельство имело иод собой основания, поскольку города долгое время служили прибежищем для многочисленных скитальцев, специализирующихся на несельскохозяйственных видах деятельности, доля которых в период возникновения городов стала стремительно разрастаться. Переселение людей из сельской местности в города осуждалось в трудах римских авторов. Так, в трактате Варрона (116—27 до н.э.) «О сельском хозяйстве» осуждалось переселение римлян в «городские стены», где они предпочитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и в винограднике» (Катон, 1937, с. 109). Однако уже в Средние века город часто изображается как место, где удовлетворяются потребности более высокого уровня, где проживает знать, комфортность существования которой может быть обеспечена только за счет большого количества земель, окружающих город и обеспечивающих его продовольствием.
В средневековый период поток населения из сельской местности в городскую продолжался. По свидетельству Никколо Макиавелли (1469—1527), это обстоятельство следовало бы рассматривать как положительный фактор. Города устраиваются для защиты жителей, безопасного возделывания полей и облегчения владения завоеванной страной. В «Истории Флоренции» Макиавелли писал: «Без такого порядка ни одна страна не может быть заселенной целиком с правильным распределением жителей. Ибо не все области в ней одинаково плодородны и одинаково благоприятны для обитания, что и приводит в одном месте к излишнему скоплению людей, в другом — к их недостатку, и, если нет возможности переселять часть населения оттуда, где оно в чрезмерном изобилии, туда, где его не хватает, вся страна приходит в упадок: места, где слишком мало народу, превращаются в пустыню, места, где слишком много, нищают» (Макиавелли, 1987, с. 51). Поскольку сама природа нс может устранить такие недостатки, то, как считает Макиавелли, необходима своеобразная политика проектирования города, когда на менее плодородные земли переселяются люди с целью улучшения местности. В качестве примеров облагораживания местности путем размещения городов Макиавелли называет Венецию и Пизу, обретших могущество в результате увеличения численности населения.
Первыми элементами городского хозяйства были водопроводные и канализационные системы, бани, дорожное полотно. Средневековые города развивались как центры ремесел и торговли, на перекрестках торговых путей, вокруг феодальных замков. По мере развития производства территории городов расширялись, за городскими стенами появились слободы и посады. Крупнейшими городами средневековья были Париж (100 тыс. чел.) и Венеция (200 тыс. чел.). В эпоху Возрождения, Великих географических открытий, расцвета торговли и мануфактурного производства, развития науки и культуры в Западной Европе возникли «вольные города», обладавшие большой независимостью от феодальных государственных властей и получавшие за счет торговли большие доходы.
Форма средневековых городов в Европе имела, как правило, округлые очертания; в центре располагался замок, вокруг которого размещались кривые и узкие улицы. Границами города были мощные крепостные стены, за пределами которых простирались жилые районы более низкого класса (посады). За границами этих районов могли быть возведены либо еще одно кольцо стен, либо кольцевая улица, задающая характерную для средневекового города радиально-кольцевую структуру. Однако вряд ли можно считать, что средневековые города застраивались по определенному плану, хотя можно признать наличие некоторых закономерностей процесса застройки. Во-первых, это выделение ярко выраженного центра, где были сконцентрированы дворы государя, вельмож, кафедральные соборы, площади, ратуша и пр. Во-вторых, ярко выраженная граница между центральной частью города и ее периферийными участками, накладывающая отпечаток на характер застройки в обеих частях: высокая плотность и беспорядочность застройки в периферийных районах была выражена значительно сильнее. В целом структура средневековых городов сочетала элементы искусственного проектирования, проявляющегося преимущественно в использовании линейных схем расположения отдельных групп зданий, и влияние естественных процессов, результатом которых выступали криволинейные очертания городских улиц.
Одним из наиболее ярких примеров проектировочного решения средневекового города является квартал. Топографически квартал представлял собой группу компактно сосредоточенных зданий, имеющих стройные геометрические очертания. Формирование кварталов способствовало сегрегации городского населения по тому или иному признаку и стало пространственной основой для общественного разделения труда. Не менее характерным был и социальный признак квартала, т.е. формирование внутри него относительно обособленных сообществ (соседств), которые органично сочетались с цеховой формой ремесленного производства.
Развитие городов, закрепляемое формированием прав на местное самоуправление, способствовало значительному притоку в них населения с прилегающих территорий, что в конечном счете приводило к необходимости постоянного дробления участков и уплотнению застройки территории. Эти процессы вызвали серьезные экологические проблемы, связанные с неспособностью местных сообществ организовать работу по вывозу мусора или предотвращению эпидемий. Эпидемии 1346—1380 гг. вызвали масштабный кризис городского уклада жизни, заставив местные сообщества вплотную заниматься вопросами сознательного проектирования городов сточки зрения нейтрализации имеющихся рисков.