Третий период (с XIV в. но вторую половину XVII в.).
Традиции благотворительности, заложенные киевскими князьями, унаследовали их московские «преемники», с деятельностью которых было связано становление русской государственности. Поддерживаемые простым народом, эти традиции оставались неизменными до конца XVII в., когда государство впервые определило свою позицию по отношению к нуждающимся.
В это время наблюдается сохранение традиций князей Киевской Руси и усиление государственного начала в благотворительной деятельности.
При великом князе московском Иване III действовали все прежние установления, а также были изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь бедным.
Далее, в период правления Ивана IV Грозного был составлен сборник решений Стоглавого собора (1551), который состоял из 100 глав. Несколько глав были посвящены вопросам нищенства и призрения нищих. В частности, государство обязывалось создавать богадельни, в которые помещались бы все нуждающиеся. Однако идея государственного призрения не была реализована в полной мере ни Иваном Грозным, ни кем бы то ни было из его преемников до Екатерины II, хотя многие из правителей внесли большой вклад в развитие частной благотворительности. Так, Иван Грозный, вошедший в историю как один из самых жестоких правителей, посещал больницы и богадельни, а также жертвовал немалые деньги на благотворительные цели.
Благотворительность Бориса Годунова была направлена на помощь людям во время бедствий, которые обрушились на страну в 1601 г. в связи с неслыханным неурожаем. Он раздавал деньги бедным (иногда до 30 тыс. руб. в день), продавал скупленный им хлеб по низкой цене или вообще отдавал его бесплатно, прежде всего вдовам и сиротам, а людей, умерших от голода или холеры, эпидемия которой вспыхнула в Москве, хоронил за свой счет.
Явная расположенность к милосердию Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, проявлялась в помощи бедным и содержании большого числа нищих. Он ходил по домам простых людей, желая лучше узнать их нужды, а перед Пасхой посещал тюрьмы и освобождал тех, кто совершил незначительные преступления.
Систематизируя распоряжения Петра / о помощи нуждающимся людям, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения. Царь подробно останавливается на необходимости различать бедных по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; разделяет нуждающихся на работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Петр I принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, создает органы призрения и выделяет необходимые для них средства. Таким образом возникает общественно-государственная благотворительность.
Например, Петр I нс запрещал раздачу милостыни. Если человек хочет употребить свои деньги на благое дело, он может пожертвовать их богадельни, монастырю или в специальный приказ. Тех же, кто подает милостыню на улице, надлежало приводить в Монастырский приказ, где с них брали штраф: в первый раз 5 руб., во второй — 10. Карательные меры принимались и по отношению к нищим, и по отношению к «нищелюбцам». Основными средствами воспитания становились не только штрафы, но и каторжные работы. Проведение мероприятий по борьбе с нищенством возлагались на полицию. Иными словами, от системы открытого призрения, установленной еще Иваном IV (т.е. системы содержания нищих за счет милостыни), произошел поворот в сторону «закрытой» системы призрения. Петр I боролся с бедностью не только при помощи репрессивных мер, во время его царствования появились такие государственные учреждения, как смирительные дома для мужчин «непотребного» вида и поведения;
прядильные дома (или шпингаузы) для таких же женщин, сиротские дома, богадельни и «гошпитали».
К сожалению, Петр I не успел совершить многого из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Ближайшие наследники царя мало заботились о развитии системы призрения, они лишь ужесточали указы о наказаниях нищенствующих.