Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике
Психоанализ — одно из уникальных течений психологии XX в., зародившееся в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Психоанализ в том виде, в каком его разрабатывал австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) — ортодоксальный психоанализ, — применим только для лечения невротических расстройств. В середине XX в. психоаналитики расширили сферу его применения, начав лечить психозы. Психоанализ имел огромное влияние на психологические концепции личности XX в. и в еще большей степени — на практику оказания психологической помощи. Это одно из немногих течений в психологии XX в., развивающихся и сегодня. Термин «психоанализ» имеет три значения: метод лечения, концепция личности, концепция общества и истории человеческой цивилизации.
В 1895 г. Фрейд открыл метод свободных ассоциаций, использование которого привело к осознанию материала и его эмоциональному отреагированию (катарсису). Этот процесс происходит постепенно, что позволяет личности интегрировать свой ранее вытесненный опыт и избавиться от симптомов, которые, по мнению Фрейда, являются телесными заменителями подавленных переживаний.
«Катексис либидо» — термин, обозначающий привязку потока энергии к определенным зонам тела, реальным объектам вне тела и символическим объектам. На идее катексиса основана психоаналитическая концепция онтогенеза (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии), из которой вытекает типология личности (оральная, анальная, генитальная). Впоследствии ученый дополнил представление о либидо понятием мортидо, разрушительной агрессивной энергии, которая также заполняет пространство.
Опираясь на обширный антропологический материал, Фрейд попытался интерпретировать религиозные обряды и проанализировал феномен тотемизма — приписывания святости и магической силы реальным предметам и символическим фигурам. Он пришел к выводу, что в основе религиозной ритуальности лежит идея жертвоприношения и искупления вины. Исходя из такого понимания, Фрейд, реконструируя историю, утверждал, что доисторическое человечество, организованное на основе рода, совершило отцеубийство, в результате чего превратилось в дезорганизованную общину с неизбывным чувством вины и тягой к отеческой фигуре.
Дальнейшее развитие психоанализа происходило по нескольким направлениям. Так называемые великие вероотступники — швейцарский психиатр Карл Юнг и австрийский психолог Альфред Адлер создали свои теории личности и психотерапевтические приложения. Ближайшие сподвижники Фрейда Карл Абрахам и Отто Раик решали отдельные проблемы, связанные с психоаналитическим подходом к мифам, а также проблему воли. Шандор Ференци усовершенствовал психотерапевтическую процедуру, Вильгельм Райх разработал телесно-ориентированный психоанализ, а Мелани Клайн и Апиа Фрейд — детский игровой психоанализ и теорию объектных отношений. Особое значение в XX в. приобрел социальный психоанализ; его развивали Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон, Гарри Стэк Салливан.
В 1921 г. медик из Цюриха Герман Роршах создал тест цветовых пятен и опубликовал свою книгу «Психодиагностика». Идея интерпретации клякс (пятен) для исследования свойств личности существовала давно (она принадлежит Альфреду Бине). Работа над тестом заняла у Роршаха в общей сложности 14 лег. Из десятков созданных им чернильных пятен он отобрал 10, 5 из которых были цветными. Материал был апробирован на 300 психически больных и 100 здоровых людях. Роршах считал, что, поскольку сенсорные процессы зависят от эмоций человека и его мотивации, реакции на пятна могут дать ценные сведения о личности. Преимущество проведения теста перед анализом свободных ассоциаций состояло в том, что тест представлял собой стандартный экспериментальный сти- мульный материал. Роршах описал реакции испытуемых на каждое пятно и классифицировал их на четыре категории (расположение пятен, качество реакции, содержание ответа и степень стандартности ответа). Впоследствии был создан Международный исследовательский институт им. Роршаха, так как возросла потребность в подготовке специалистов, которые могли бы работать с «тестом цветовых пятен Роршаха» профессионально. В 1921 г. Флоренс Гудинаф разработала проективный тест «Нарисуй человека» — для оценки личности и интеллектуального развития ребенка.
В психологической клинике Гарвардского университета (США) также были предприняты попытки воплотить идеи Фрейда в экспериментальные процедуры. В результате появились «Тест фрустрационной толерантности» Саула Розенцвейга (1928) и «Тест тематической апперцепции» Генри Мюррея (1935).
Ученик Фрейда австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937) разработал собственную теорию личности. Это структурированная система, которая основывается на нескольких положениях: фиктивный финализм; чувство неполноценности и компенсации; стремление к превосходству; социальный интерес; стиль жизни; творческое Я. Фиктивный финализм — субъективная жизненная цель личности. Эта конечная жизненная цель может быть мифом, фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но она является стимулом, определяющим устремления человека. Мотивы поступков индивида чаще всего определяются надеждами на будущее, а не прошлым. Знание цели дает возможность прогнозировать поведение человека: он может выбрать цели полезные, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни. Цель вырабатывается индивидуально и порождает холизматическую личность — с целостной индивидуальной структурой. Индивидуальная психология направлена на прояснение конечной цели личности, а не на причины и промежуточные представления. Формируется жизненная цель с помощью «чувства неполноценности» и «чувства превосходства», которые являются своеобразными энергоносителями личности. Эти чувства присущи всем людям. К условиям, при которых появляется «чувство неполноценности», относятся:
- - физические (врожденные или приобретенные) недостатки;
- - грубое воспитание детей со стороны взрослых, в результате которого появляются люди с враждебным отношением к окружающим;
- - неправильное воспитание, результат которого — измененные дети, которые не могут устанавливать социальные контакты и имеют глубокое чувство обиды на окружающих.
«Чувство неполноценности» способствует появлению у личности «чувства превосходства», которое порождает людей саморазвивающихся, само- актуализирующихся и в то же время властных и деспотичных. Оба этих чувства вместе порождают бессознательные механизмы компенсации. Каждый индивид хочет быть умнее, красивее, мудрее, удачливее других, но появляются тираны в масштабах как страны, так и семьи.
Адлер считает, что все проблемы личности являются социальными, поэтому теорию Адлера называют социально-психологической или межличностной. Социальный интерес считается врожденным качеством, но оно может быть неразвитым. Большое значение Адлер отводил семье, и в частности матери, которая формирует социальное поведение ребенка и способствует его ранней социализации. Он считал, что социальный интерес способствует личностному росту каждого индивида, а также эволюции всего человечества. Личность может развиваться только во взаимодействии с другими людьми.
Развитие личности связано со стилем жизни. Стиль жизни — это картина мира (она не может быть плохой или хорошей), которая есть у каждого человека, это «очки», через которые личность воспринимает окружающий мир. Стиль жизни формируется к 4—5 годам и остается относительно неизменным на протяжении всей жизни человека, поведение же его может меняться в зависимости от ситуации. Стиль жизни связан с убеждениями: при одном и том же стиле жизни можно вести себя полезно и бесполезно. Формируя свой жизненный стиль, человек сам является творцом своей личности, которую он создает в условиях окружающей действительности. Творческое Я формирует жизненную цель и стиль жизни, которые придают человеческой личности уникальность. Человек способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, выбирать те цели, которых он хочет добиться.
Сохраняя в своих теориях глубокую связь с психоанализом, Адлер говорил, что решающую роль в жизни человека играет раннее детство. Одним из первых он исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Именно игра дает возможность детям преодолеть чувство неполноценности, которое они испытывают в мире взрослых. Спонтанная детская игра со сверстниками уже является психотерапией. Если же необходимо решить какие-либо детские проблемы, то игру должны направлять взрослые. Эта позиция Адлера является актуальной и сейчас. Современные дети не играют в детские игры, не моделируют ситуации взрослой жизни, они прикованы к телевизорам, компьютерам. Родители заставляют детей с раннего возраста постигать различные науки, заниматься в кружках, секциях, забывая о том, что ребенку необходимо играть. А ведь ребенок, который не играл в детстве, в подростковой и взрослой жизни будет компенсировать этот пробел всеми способами, в том числе негативными. Поэтому современным детским психологам приходится обучать детей играм: ролевым, сюжетным и г.д.
Одним из представителей неофрейдизма является американский психолог Карен Хорни (1885—1952). В понимании личности неофрейдисты отходят от биологизации человека, выдвигая на первый план зависимость личности от среды. Среда проецирует па личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности личности: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы, бегство от общества. Основную мотивацию поведения человека Хорни связывает с беспокойством («чувством коренной тревоги»), объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить человеку безопасность. Таким образом формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.
Хорни утверждала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и их чрезмерная, подавляющая личность опека, враждебная атмосфера или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Она считала, что если проблемы не решены, то они доминируют над жизнью человека, и выделяла десять невротических потребностей человека, которые осложняют его социальное функционирование. Стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитный стратегий:
- - «от людей»: индивид не желает ни принадлежать другим, ни соперничать с ними и сохраняет отстраненную позицию;
- - «против людей»: индивид допускает и считает не требующей доказательств враждебность окружающих и делает выбор в пользу борьбы с ними;
- - «к людям»: индивид принимает свою беспомощность и полностью полагается на других.
В каждой из перечисленных установок делается акцент на один из компонентов тревоги: изоляцию, враждебность или беспомощность. Соответственно выделяются три типа личности: отстраненный, агрессивный и уступающий.