Состояние экономики региона

Однако при всех очевидных успехах было бы преждевременно говорить о том, что лидерам левой волны удалось кардинально изменить ситуацию в сфере национальной экономики. К тому же большинство стран региона продолжало придерживаться курса либеральной политики, характерной для большинства стран Запада. Демократизация, во всяком случае на первых порах, не привела к росту экономики и, соответственно, решению множества социальных и иных проблем, стоящих перед регионом. Более того, темпы экономического роста в 1980—1990-е гг. снизились в два раза, существенно возрос импорт зарубежных товаров, что привело к банкротству многих национальных компаний, росту инфляции и безработицы и, соответственно, нарастанию недовольства широких слоев населения и социальной нестабильности.

Сохранился резкий разрыв между узкой группой богачей и большинством народа, значительная часть которого живет в бедности и нищете. Так, в Венесуэле самый высокий уровень безработицы в Западном полушарии — 12,3%. При этом 30% из 26-миллионного населения страны относятся к категории бедняков. Инфляция достигала 15%. Во многом этими факторами объясняется одна из трудноразрешимых проблем региона — обеспечение социальной стабильности.

При всем том можно утверждать, что 1990-е гг. для Латинской Америки стали десятилетием качественных сдвигов в экономике, существенно повлиявших на позиции стран региона в сфере международных отношений. Постепенно в качестве антитезы доминировавшему в регионе монетаризму были приняты национально ориентированные подходы и концепции. В начале XXI в. регион сошел с орбиты Вашингтонского консенсуса.

Одной из ключевых составляющих последних тенденций стала возросшая роль государства во всех сферах общественной жизни. В результате предпринятых мер в 2004—2006 гг. Латинская Америка продемонстрировала самые высокие за последнюю четверть века темпы экономического роста — в среднем порядка 5% в год. При этом в Аргентине и Венесуэле — странах, где государственное регулирование экономики достигло особенно заметных масштабов, эти темпы составляли от 9 до 18% в год.

В течение длительного периода латиноамериканские страны играли роль экспортеров минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. Каждая из них специализировалась на экспорте одного-двух видов сырья и продуктов: например, Эквадор — нефть и бананы; Боливия — олово и природный газ; Колумбия — кофе и нефть; Перу -руды цветных металлов; Венесуэла — нефть; Чили — медь и фрукты; Аргентина — мясо, шерсть и пшеница; Бразилия — железная руда, кофе, какао и соя и т.д.

Постепенно появились отрасли обрабатывающей промышленности, связанные, прежде всего, с добычей полезных ископаемых: медеплавильные заводы в Чили, фабрики по обогащению оловянной руды, производству концентрата и выплавке олова в Боливии, нефтеперерабатывающие заводы в Венесуэле и др. Немаловажную роль в этой сфере сыграл перенос в регион из развитых стран экологически грязных и трудоемких производств по переработке минерального сырья.

В этом направлении впечатляющих успехов особенно в последние годы добились Бразилия и Аргентина, где успешно развиваются автомобильная и авиационная промышленности, построены и действуют атомные электростанции, производятся компьютеры и военная техника.

Особенно рельефно перспективы Латинской Америки можно представить па примере Бразилии, которая располагает широкими возможностями для выхода в ряд наиболее развитых государств мира. Ее экономика занимает восьмое место в мире по величине номинального ВВП и седьмое но ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Уже сегодня Бразилия обладает солидным аэрокосмическим комплексом. Бразильская корпорация "Эмбраер", созданная лишь в конце 1970-х гг., превратилась в третьего в мире производителя и экспортера авиационной техники после корпораций "Boeing" и "Airbus".

Бразилия обладает крупными углеводородными ресурсами, передовой технологией глубоководного бурения на континентальном шельфе. При этом она занимает ведущие позиции в мире по производству альтернативной энергии, такой как биоэтанол и биодизель. Крупные достижения страна демонстрирует в генетике, электропике и информатике. Бразилия является одним из крупнейших мировых производителей продовольствия. Частью этой страны является район Амазонки, который, наряду с Сибирью, считается "легкими мира". По прогнозу экспертов "Голдмен энд Сакс", эта страна к 2038 г. обойдет по объему ВВП Канаду, Италию, Францию, Англию, Германию и Японию. Из других латиноамериканских стран аналогичного результата к 2042 г. может достигнуть также Мексика. Учитывая эти реалии, Н. Саркози, будучи президентом Франции, даже предложил трансформировать G-8 в G-13, интегрировав Китай, Индию, Бразилию, Мексику и ЮАР. В G-20 участвуют Бразилия, Мексика и Аргентина.

О намерениях латиноамериканцев свидетельствует тот факт, что Бразилия, Аргентина и Мексика ставят вопрос о реформе ООН, в первую очередь ее Совета Безопасности, с тем, чтобы он более адекватно отражал новые мировые реалии, прежде всего интересы самой Латинской Америки.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >