ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РИМСКОГО ПРАВА

Поскольку римское право было создано народом, отстоящим от нашего времени на полтора тысячелетия, перед тем как приступить к освоению собственно правовой системы древнего Рима, требуется некоторое историческое вступление.

Периодизация истории римского права

В основу периодизации истории римского права следует положить два критерия: 1) степень и характер развития процессуальных институтов; 2) уровень развития юриспруденции, т.е. научного освоения правовой материи. Выделение эпох на основе этих критериев приводит, по сути дела, к одинаковому результату.

Архаическая эпоха (середина V в. до н.э. — середина III в. до н.э.). «Писаная», а, значит, более или менее достоверная история римского права начинается с 451—450 гг. до н.э., когда специально для этого избранная коллегия децемвиров («десяти мужей») осуществила первую письменную фиксацию правовых норм. Это были так называемые законы XII таблиц. Эти законоположения составили основу римского права, последующее развитие которого осуществлялось в значительной степени путем их комментирования. Процессуальная, гражданская, уголовная сферы еще не были отделены друг от друга. В центре внимания законов XII таблиц находились вопросы семейного, наследственного и соседского права. Архаическая эпоха, если говорить в целом, была временем господства примитивного национального (племенного) права. Оно характеризуется ритуализированными процессуальными методами и полным господством жрецов в деле интерпретации правовых норм. Лишь к концу этого периода появляются первые ростки светской юриспруденции.

Эпоха ранней классики (середина III в. до н.э. — конец I в. до н.э.). На начало данной стадии приходится одно важнейшее событие, повлиявшее коренным образом на все будущее развитие процессуального права — в 242 г. до н.э. в Риме была введена должность перегринского претора, чья деятельность вскоре привела к формированию нового так называемого формулярного процесса, сосуществовавшего, впрочем, до самого конца этого периода с более древним легисакционным процессом. С другой стороны, именно в данный период формируется юриспруденция в собственном смысле этого слова, и появляется в конечном итоге целая когорта юристов, которые в течение многих последующих поколений пользовались значительным авторитетом и на чьи научные и учебные труды возможно было ссылаться при вынесении судебных приговоров.

Эпоха высокой классики (конец I в. до н.э. — конец III в. н.э.). Начало этой эпохи отмечено принятием серии законов императора Августа об отправлении правосудия (leges Juliae de jurisdictione — 17 г. до н.э.), которые произвели серьезную реформу в процессуальном праве. Вместе с тем, именно теперь римская юриспруденция начинает свое беспрецедентное восхождение к высотам юридической рефлексии. Это восхождение в значительной степени было обусловлено неизменной поддержкой императорской власти, которая при этом осознавала необходимость сохранения независимой юриспруденции, а потому не оказывала давления на юристов в угоду политической целесообразности. Именно в эту эпоху создаются знаменитые римские юридические школы, именно в эти три столетия работает целая когорта юристов, на труды которых до сих пор ссылаются как на классические, которые во многом не утратили своего научного значения даже и в нашем, казалось бы, принципиально ином мире.

Постклассическая эпоха (конец III — первая четверть VI в.). Для данного периода характерно общее окостенение и «вульгаризация» римского права. Связано это, во-первых, с тем, что процессуальное право из самостоятельного и независимого фактора правового быта в условиях военно-бюрократического режима поздней империи превращается в одну из банальных функций административной власти. В этой связи римский процесс во многом утрачивает свойственную ему ранее гибкость, приспосабливаемость и эффективность. Во-вторых, упадок общего уровня римского права был связан еще и с тем, что самостоятельное научное творчество в сфере юриспруденции теперь фактически оказалось под запретом, так что римские юристы из независимых исследователей и оригинальных учителей превращаются в обыкновенных государственных чиновников.

Юстиниановская эпоха (527—740 гг.). Эта стадия начинается с грандиозных кодификационных работ, предпринятых византийским императором Юстинианом I, повелевшим упорядочить все области действующего права. В результате этих мероприятий появилась группа законодательных памятников, известная под общим названием Corpus Juris Civilis («Свод гражданского права»). Здесь было упорядочено и материальное, и процессуальное право. К созданию данного свода были привлечены лучшие специалисты, которые трудились совместно в очень интенсивном и напряженном режиме в течение нескольких лет. Такая работа в составе законодательной комиссии естественным образом стимулировала развитие самостоятельной юриспруденции.

зо

Впрочем, ситуация, характерная для эпохи высокой классики более уже не повторилась — естественная тенденция к развитию самостоятельной юриспруденции была решительно подавлена политической целесообразностью — император Юстиниан издал указ, запрещавший всякое комментирование Corpus Juris Civilis. В своем изначальном виде без существенных изменений этот свод действовал на территории византийской империи вплоть до 740 г., когда император Лев Исав- рийский впервые после Юстиниана предпринял значительные кодификационные работы («Эклога», «Земледельческий закон», «Родосский (морской) закон», «Воинский закон»). С этого момента можно говорить о конце самостоятельного существования римского права и о формировании права византийского. Отныне римское право продолжает жить не в качестве самодостаточного правового порядка, функционирующего на собственной территории в отношении собственного гражданского населения, а, во-первых, в качестве норм и принципов, реципируемых иными национальными системами, и, во-вторых, в качестве науки римского права, которая очень скоро стала одной из главнейших доктринальных дисциплин в рамках европейской правовой традиции.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >