Нейтральность денег и экономическая политика
Нейтральность денег и монетарное правило
"Скандал в кейнсианском семействе", связанный с критикой Лейонхуфвудом "хиксианского кейнсианства" за разъединение денежного и реального аспектов анализа и преуменьшение "монетарных" факторов экономической активности, был использован Фридменом для того, чтобы сомкнуть "боевые порядки" монетаризма под объединяющим началом уравнения Фишера. В "Теоретических основах денежного анализа" (1970), критикуя модель Хикса - Хансена, Фридмен очертил монетаристский "устав".
- 1. Активная и причинная роль денег в определении уровня цен - причинная зависимость правой части уравнения Фишера (РТ) от левой (МУ).
- 2. Нейтральность денег в условиях долгосрочного равновесия - долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности скорости обращения денег У и обратной ей величины спроса на деньги. Все изменения Т и V должны приписываться немонетарным факторам.
- 3. Деньги - единственное, что имеет значение для изменения номинального дохода и для краткосрочных изменений реального дохода. Это означает ненейтральность денег в среднем и краткосрочном периодах.
- 4. Экзогенность (независимость от спроса населения на кассовые остатки) предложения денег (МУ). Предложение денег, по Фридмену, экзогенно либо потому, что денежная масса определяется объемом золотодобычи и платежным балансом в условиях золотого стандарта, либо потому, что она зависит от Центрального банка, жестко контролирующего "денежную базу" (наличность плюс объем резервов, хранимых банками в Центральном банке) в условиях конвертируемой или неконвертируемой бумажной валюты.
- 5. Отрицательное отношение к дискреционному управлению предложением денег и предпочтение определенных правил, таких, как золотой стандарт, принуждение банков к 100%-му обеспечению своих резервов или фиксация ежегодного темпа роста денежного предложения на уровне, соответствующем долгосрочному темпу роста производства.
Можно заметить, что в своих предпочтениях относительно правил, регулирующих предложение денег, Фридмен сходится с неоавстрийской школой, у которой заимствовал категорию нейтральность денег. Но, считая исторически нереальными возврат к золотому стандарту или 100%-е резервирование банковских вкладов до востребования, Фридмен рекомендовал законодательное установление монетарного правила: денежное предложение ежегодно увеличивается в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, т.е. на 3-5%. Общий же вывод из полемики монетаризма с неокейнсианством по вопросам монетарной политики - в том, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентные ставки, а темпы роста денежного предложения.
Предпосылка рациональных ожиданий, модификация "кривой Филлипса" и проблема эмпирической достоверности монетаристских гипотез
Гипотеза рациональных ожиданий Мута и гипотеза адаптивных ожиданий Фридмена
Категория ожиданий экономического агента, изначально значимая для концепции Фридмена, получила уточнение в статье экономиста-математика из Университета Карнеги - Меллона Джона Ф. Мута (1930-2005) "Рациональные ожидания и теория движения цен" (1961). В статье, посвященной рынкам ценных бумаг, Мут задавался вопросом, почему не удаются прогнозы движения цен на фондовом рынке. Мут приходил к выводу, что заинтересованные лица собирают новую информацию, способную максимизировать точность ценовых прогнозов, и оперативно реагируют на нее. Рациональные ожидания безотлагательно переходят в текущие решения спекулянтов, сбивающих прогнозные оценки: если, например, владельцы ценных бумаг ожидают понижения цеп па фондовой бирже, то в предвидении этого продают свои паи. Рост предложения акций ведет к падению курса.
Фридмен ввел гипотезу рациональных ожиданий, видоизменив ее в гипотезу адаптивных ожиданий, в контекст макроэкономических взаимосвязей. Поскольку при увеличении денежной массы цены на факторы производства, в том числе на труд, запаздывают сравнительно с ростом цен потребительских товаров, то реальная заработная плата в краткосрочном периоде падает. А ожидаемая (ex ante) заработная плата оказывается завышенной, поскольку работники оценивают ее в прежних ценах. Высокий уровень exante реальной зарплаты для наемных работников и одновременное падение expos реальной заработной платы для работодателей приводят к увеличению занятости, но снижение expost реальной зарплаты вскоре изменит ожидания. Наемные работники примут во внимание повышение цен на предметы потребления и потребуют увеличения номинальной зарплаты на будущий период. Тогда спрос на труд станет избыточным.
Эту концепцию, напоминающую концепцию неоавстрийской школы об искажающем влиянии сдвигов относительных цен на занятость, Фридмен использовал в своей критике "кривой Филлипса" и кейнсианской политики стимулирования занятости.