Источники гражданского и торгового права зарубежных стран

Общая характеристика и роль компаративизма в изучении источников зарубежного гражданского и торгового права

В связи с анализом источников зарубежного гражданского и торгового права, как и вообще при изучении этого права в целом, может возникнуть вопрос о принципиальной выполнимости данной задачи. В самом деле, зарубежных стран много, и вследствие различий экономического, политического и культурного развития право каждой из них обладает большим своеобразием. Достаточно вспомнить хотя бы рецепцию римского частного права странами континентальной Европы, становление и развитие английского прецедентного нрава, взаимосвязь и взаимовлияние различных правовых систем, особенности права США, Японии, Испании и других стран. Скажем, испанский католицизм, восемь веков арабского владычества, последующая Реконкиста и даже великие географические открытия XV-XVI вв. до сих пор накладывают свой отпечаток не только на многие атрибуты материальной и духовной культуры этой страны, но и на ее право и правовые воззрения испанских юристов.

Конечно, представления о божественном происхождении права присущи многим зарубежным авторам, однако думается, нигде они так не сильны, как в Испании. Ничем, кроме как религиозным мистицизмом, идущим из глубины веков, нельзя объяснить и первоначальную формулу ст. 30 ГКИ, но которой ребенок считался рожденным и обладал гражданской правоспособностью, если имел человеческое тело и прожил 24 часа с момента отделения от материнского организма. Связь эпохи великих географических открытий с испанским частным правом проявляется не только в том сильном влиянии, которое ГКИ и ТКИ оказали на разработку гражданских и торговых кодексов ряда стран Латинской Америки, но и в возрастании пропаганды роли Испании как "праматери" латиноамериканских стран, в усилении в этой обстановке иберо-американских связей в изучении права.

Несмотря на своеобразие правовых систем, возможность обобщенной характеристики источников гражданского и торгового права многих стран обусловливается сходством их принципиальных черт: гражданское и торговое право прежде всего охраняет частную собственность, провозглашает равенство всех субъектов перед законом и имеет общие тенденции развития. Облегчает задачу и наличие определенных сравнительно-правовых исследований и классификаций правовых систем. Современная компаративистика выражается как в двусторонних, так и в многосторонних (универсальных) исследованиях. Примером такого рода исследований могут служить японские, германо-французские, германо-российские и в целом германо-европейские труды по проблемам гражданского права, права интеллектуальной собственности в России, Франции и Германии, а также по вопросам немецкого и всего европейского хозяйственного права. Одну из универсальных сравнительно-правовых классификаций правовых систем предложил известный французский компаративист Рене Давид. В своей выдержавшей много изданий книге "Большие правовые системы современности" он делит все правовые системы на четыре "семьи": романо-германскую, англо-американскую, социалистическую и религиозно-традиционную".

Разумеется, словосочетание "англо-американское право" следует оценивать прежде всего в историческом контексте, не отождествляя источники современного гражданского и торгового нрава Великобритании и США. На это справедливо обращается внимание в новейшей юридической литературе".

Рассмотрим кратко основные источники гражданского и торгового права некоторых развитых стран, прежде всего стран так называемого "треугольника", т.е. стран Европы, входящих в Европейский Союз (ЕС) (Франции, ФРГ, Великобритании и др.), а также США и Японии. Право стран ЕС и США относятся соответственно к романо-германской (кроме Великобритании) и англо-американской семьям правовых систем. Право Японии типологически принадлежит к традиционным правовым системам. По ходу изложения будет использоваться законодательство, а также литература других стран: Испании, Италии, Австрии, Швейцарии, Скандинавских стран, отдельных развитых стран Азии, Африки, Латинской Америки и Австралии.

Основными источниками гражданского и торгового права в той или иной мере служат: 1) закон; 2) акты правительств и другие административные акты; 3) судебная практика (прецеденты); 4) обычаи; 5) международные соглашения. Некоторые из них уходят корнями в эпоху феодализма и даже рабовладельческого римского частного права. Различные источники играют неодинаковую роль в отдельных странах - в зависимости от исторически сложившихся условий и традиций. В странах романо-германской системы определяющее значение имеют статуты: законы, в первую очередь гражданские, торговые и иные кодексы, а в странах англо-американского (общего) права - судебные решения (прецеденты).

Разумеется, место законов в буквальном смысле слова в этих странах нередко занимают правительственные и иные административные акты исполнительных органов власти. Зарубежные авторы обычно не акцентируют на этом внимания. Например, в соответствии со ст. 1 ГКИ М. Альбаладехо относит к числу источников гражданского права лишь закон, обычай и общие (генеральные) принципы права. Торговый закон как основной источник торгового права называет и профессор Мануэль Бросета Понт в учебнике испанского торгового права. Между тем как в Испании, так и в других странах существует огромный массив делегированного законодательства.

Характерно представление зарубежных авторов и о роли судебных решений в странах романо-германской системы права. Испанские авторы (вслед за ГКИ) не называют решения судов в числе источников права. Однако известно, что Верховный суд Испании фактически формулирует в своих решениях обязательные правила поведения при условии, что он сам по крайней мере дважды им следовал.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >