ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
В центр этой теории ее сторонники поставили человека с его потребностями, границы между которыми весьма подвижны: в одних условиях определенное благо может быть первичным, в других — второстепенным, в третьих — бесполезным. В то же время для удовлетворения одной и той же потребности возможно использование различных благ. С этих позиций необходимо различать товары-заменители и дополняющие товары. Товары- заменители отличаются друг от друга какими-то свойствами, качественными характеристиками, которые сориентированы на удовлетворение той или иной потребности (масло и маргарин, чай и кофе, крупы). Дополняющие товары — это те товары, которые требуют использования других (пленка для кинокамеры, бензин для автомобиля). Приобретая те или иные блага, люди тем самым дают оценку их полезности для них.
Полезность и принцип убывающей полезности
Теория полезности представляет одно из течений экономической мысли, которое зародилось в XVIII в. Считалось, что пропорции, в которых один товар обменивается на другой (их меновая стоимость), зависят от того, как участники обмена оценивают полезность этих товаров (Ф. Галиани). При этом сама полезность определялась как суждение лиц, ведущих хозяйство, о значимости, важности, ценности находящихся в их распоряжении благ, т.е. ценность напрямую связывалась с сознанием хозяйственных субъектов (К. Менгер).
В отличие от классической буржуазной и марксистской политической экономии в теории полезности в центре внимания было изучение хозяйственного поведения отдельного субъекта. Данная экономическая школа впервые поставила покупателя с его потребностями в центр экономической системы. Таким образом, покупатель исключительно субъективно определяет полезность благ. Цена регулируется оценками «предельного покупателя» и «предельного продавца». При этом «предельные пары» устанавливают рыночное равновесие между числом желающих купить товар по данной цене и стремящихся продать его по ней. В сущности, это баланс спроса и предложения, опирающийся на механизм взаимодействия индивидуальных оценок.
Что касается издержек производства, то они сводились к субъективным ощущениям «неудобства», «жертвенности», «воздержания», «ожидания», величина которых зависела от полезности блага. При этом в основе цен на средства производства, предполагалось, лежит не прямая, а косвенная их полезность, проявляющаяся в тех продуктах потребления, которые производятся с помощью данных средства производства.