Институт гражданства (подданства)
Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод как в самом государстве, так и за его пределами.
В отечественной юридической науке и конституционном законодательстве гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ»[1].
Из данного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от состояния в гражданстве (подданстве) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, право на осуществление определенными видами деятельности, право на занятие ряда должностей в государственном аппарате и др.
Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как инструмент закрепления и защиты прав и свобод индивида (гражданина). С другой стороны, гражданство — средство обеспечения публичных интересов государства. Равновесие между этими функциональными характеристиками гражданства является основой взаимосвязи субъективных прав личности и публичного права государства[2].