Проект просвещения: его авторы, адепты и оппоненты
Проект просвещения
Основные идеи эпохи Просвещения
Комплекс основополагающих идей, сложившихся в эпоху Просвещения, получил название проекта. Конституирование проекта Просвещения было опосредовано уровнем знания того времени. Аксиому Нового времени составлял первый закон термодинамики - закон сохранения энергии. Он обосновывает гипотезу о самосохранении и сохранении структуры бытия, а также лежит в основе представлений об эволюционных началах космологии и биологии. Исходя из пего, структуры мира становятся все более комплексными, так как энергия и тенденция к повышению степени комплексности сохраняются. Усиление комплексности, отсутствие се снижения или регрессии являлось для Нового времени эталоном, поскольку достигнутый однажды уровень, но закону сохранения энергии, длится во времени. Сформировавшееся механическое мировоззрение (так как в тот период фундаментальной наукой о природе стала механика) основывалось на положении о сводимости всего сущего к набору основных элементов-частиц (сперва их роль играли атомы, затем - электроны и протоны, еще позже - кварки). Такого рода мировоззрение распространилось и на трактовку социальных процессов и человека. Под влиянием научных тенденций учение о человеке и человеческой природе приобрело в XVIII в. вид научного исследования: все меньше абстрактно рассуждали о добре и зле, о "вечной" сущности человека; для изучения человеческой природы все чаще привлекался политэкономический, юридический, исторический материал. Вера в непогрешимость механической программы была сродни религиозной вере и, подобно тому, как эта последняя для своего обоснования привлекала теологию, первая опиралась на соответствующую (позитивистскую) философию науки. Только на Западе и нигде более существовала наука в таком всеохватывающем варианте. Универсалистские притязания науки, вера в прогресс как цель общественного развития, гипертрофированная универсальная рациональность задавали тон культуре Нового времени.
Упрочение такого мировоззрения в XVII-XVIII вв. сродни перевороту, совершившемуся в умах людей, и он был не менее грандиозным, чем тот, который произошел в Средние века и был связан с упрочением христианства. Мир представлялся законосообразным, а целью естественнонаучного познания природы выступало раскрытие присущих ей объективных закономерностей. Наука Нового времени стремилась к тому, что не релятивируется со временем: к поискам фундаментальных структур восприятия, языка, эстетического переживания и т.д. Триумфальное шествие наук, казалось, вот-вот завершится объяснением всех тайн мира и человека, и именно в такого рода ощущениях видел судьбу наступившей эпохи М. Вебер, "с характерной для нее рационализацией и интеллектуализацией и прежде всего расколдовыванием мира".
Достигшая в эпоху Просвещения своего апогея вера в прогресс человеческого знания укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая "разумность" в противовес "страстям" рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования общества. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира, которые, по их мнению, остались за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке общественною развития постепенно воплотился в "прогрессистскую" концепцию, в которой наука трактовалась как об оптимальное средство разрешения любых человеческих проблем, неминуемо способствующее установлению гармонии и порядка.
Наиболее ярко просветительские идеи были изложены в трудах французских мыслителей. Основные положения, несмотря на некоторые разногласия между ними, можно свести к следующему:
- - господство веры в безграничную силу разума; обоснование идеи универсализма человеческой природы;
- - возможность создания логически связанной системы законов и обобщений, взамен целого скопления заблуждений, умственной лепи, суеверий, догм, существующих среди людей;
- - убежденность в том, что предшествующие периоды развития человеческой культуры лишены притягательности (кроме классической древности, Возрождения), поскольку это были времена глубокого сна человеческого духа, варварства и диких суеверий;
- - уверенность в том, что по мере просвещения людей и усовершенствования их нравов законы разума будут выступать во все более очевидном виде;
- - убежденность в том, что действия людей согласно законам разума откроют для человечества обширные перспективы, в которых обозначится основа гармоничного развития человеческого общества;
- - намерение применять сложившиеся при изучении неживой природы методы познания к сфере человеческих отношений, политике, этике, что привело к возобладанию механицизма (ограничение всего многообразия общественных связей связями причинно-следственными) и детерминизма.
Как уже было отмечено, особо важное место в идеологии Просвещения занимала идея прогресса, хотя различными представителями этого интеллектуального движения она истолковывалась по-своему. В одних случаях ее распространяли на все эпохи человеческой истории, начиная с зари цивилизации (Ж. А. Кондорсе), в других - ее воплощение усматривали лишь избирательно, т.е. в отдельных периодах, как, например, в классической древности, в эпохе Возрождения (Вольтер). Эту идею можно рассматривать и как продолжение линейных интенций христианской идеи истории. Христианская историософия сводится, в сущности, к прямой линии, описание которой начинается в первых главах книги Бытия, и заканчивается Апокалипсисом. В XVIII в. практически одновременно началось изъятие Бога из науки и возникновение просветительской веры в прогресс. Просветительская идеология сначала вынесла Бога за скобки (лапласовское высказывание: "Я не нуждаюсь в этой гипотезе"), а затем и вовсе отказала ему в праве на существование, взамен предложив лишь одну идею - идею прогресса. На базе этой идеи выросли впоследствии и дарвиновское учение об эволюции, и марксистское учение "о светлом будущем всего человечества".
Все же, заметим, идея линейного прогресса не была в XVIII в. единственной. Д. Дидро рассматривал прогресс как аберрацию (от лат. aberratio - отклоняться, заблуждаться): государства созревают и падают, как плоды дерева. Ж. Л. Д'Аламбер, К. А. Гельвеции. III. Л. Монтескье, Э. Гиббон, Дж. Вико склонялись к идее круговорота, хотя и трактовали его неоднозначно. Однако именно идея оказалась востребованной в последующие столетия.
Самый яркий представитель французских просветителей Вольтер (1694-1778) достаточно отчетливо сформулировал мысль о том, что, несмотря на случайности, зигзаги, отступления, человеческая история развивается по восходящей линии. В повести "Кандид" он резко пародирует идеи предустановленной гармонии, а в работе "Опыт о нравах и духе народов" утверждает, что идеи - движущая сила истории. Такая позиция мыслителя выражала оптимизм мироощущения, поддерживала общую веру в разум как преобразующую силу человеческой культуры и общества.