Национальные интересы России в АТР.
«Национальные интересы» - один из наиболее актуальных и важных терминов политической жизни большинства стран мира в XXI в., они выступают ядром разработки и организации внешней политики государства.
Все последние годы российское руководство настойчиво декларирует необходимость все более существенной переориентации внешнеполитической активности страны и всего евразийского сообщества в пользу азиатско-тихоокеанского направления, подчеркивая важность интеграции страны в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В Концепциях внешней политики РФ 2000, 2008 и 2013 гг. азиатско- тихоокеанский внешнеполитический вектор закрепляется в ряду основных региональных приоритетов, постепенно приобретая все большую конкретность и детализацию.
Концепция внешней политики от 12 февраля 2013 г. также подчеркивает возрастающую необходимость укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе с ориентацией на решение двух основных задач.
Первая из них связана с укреплением и развитием в АТР сотрудничества и безопасности.
Вторая задача — использование возможностей АТР при реализации программ экономического подъема страны.
Инструментом решения этих задач выступает «сетевая дипломатия». Здесь имеется в виду вхождение страны во все действующие региональные объединения и налаживание в регионе партнерской сети многосторонних организаций.
Новая Концепция внешней политики России вносит заметные коррективы в перечень региональных институтов и отдельных стран-партнеров, активизация взаимоотношений с которыми представляет для РФ и стран Таможенного союза особую значимость.
Место прежнего ключевого институционального партнера в АТР — АТЭС теперь занимает Восточно-азиатский саммит (ВАС), который рассматривается в качестве основной площадки для стратегического диалога лидеров по ключевым аспектам безопасности и сотрудничества в регионе.
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) переместилась в число «вспомогательных» структур вместе с такими региональными общеполитическими объединениями, как «Диалог Россия — АСЕАН», Региональный форум АСЕАН но безопасности (АРФ), Форум «Азия — Европа» (АСЕМ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДЛ), Совещание министров обороны стран
АСЕАН с диалоговыми партнерами (СМОА плюс) и форум «Диалог по сотрудничеству в Азии» (ДСА).
Некоторые изменения произошли и в перечне индивидуальных стран — партнеров РФ в этом регионе. Первое место Концепция внешней политики РФ 2013 г. сохранила за Китаем и Индией, а Япония, традиционно замыкавшая тройку приоритетных стран, уступила место КНДР и Республике Корее и теперь упоминается немногим ранее Монголии. В качестве стратегического партнера в Концепции специально упомянут Вьетнам. Замыкают этот список Австралия, Новая Зеландия и, несколько неожиданно, малые островные государства южной части Тихого океана.
Что касается стран АСЕАН, то их внешняя политика ориентирована на самое широкое взаимодействие со всеми ключевыми игроками в ЛТР. Это говорит о том, что окончательных внешнеполитических приоритетов эти страны не выработали, и их политические и экономические векторы и «симпатии» здесь могут смешаться, исходя из прагматических целей и интересов.
У России существуют долгосрочные экономические, политические и военные интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Сущность национальных интересов России в АТР заключается в целях, которые она преследует в этом регионе, среди которых:
- • обеспечение безопасности страны в этом регионе;
- • укрепление их геоэкономических позиций, повышение конкурентоспособности страны в регионе, и, как следствие;
- • укрепление ее позиций в глобальном мире.
Кроме того, у России есть один стратегически приоритетный национальный интерес в АТР — стать полноправными членами региона, и благодаря этому приобрести статус связующего звена между Востоком и Западом.
Некоторые эксперты считают, что у России есть «евразийская миссия», состоящая в том, чтобы включиться в экономические интеграционные процессы, стремительно развивающиеся в АТР, и стать не «мостом» (это нечто второстепенное и вспомогательное), а именно активно работающим связующим звеном между Азией и Европой.
Азиатско-Тихоокеанский регион — это место соприкосновения интересов в сфере экономики, геополитики, военно-стратегических интересов, демографии, геоцивилизации ведущих стран мира.
В настоящее время АТР переживает период глубокой структурной трансформации, которая охватывает все сферы жизнедеятельности: политику, экономику, безопасность.
Активная интеграция России в этот регион не только геостратегически необходима, но и геополитически выгодна. Момент в настоящее время удобный, с учетом того, что ресурсные потребности региона возрастают, а Россия — источник энергоресурсов и сырья.
Интеграция России в динамично развивающуюся в АТР систему политико-экономических взаимодействий, без сомнения, относится к числу важнейших стратегических задач.
Таким образом:
- • ATP — это объективно существующая геополитическая реальность, несмотря на ряд трудностей с определением географических границ данного региона;
- • АТР — это абсолютный претендент на роль ключевого региона XXI в., именно с этим регионом будут связаны дальнейшие перспективы мировой политики и экономики;
- • АТР — это центр пересечения интересов крупнейших государств мира, поэтому поиск компромиссов и четко выстроенная система безопасности — непременные условия мира и стабильности в регионе;
- • АТР — это перспективный регион с интеграционной точки зрения. Несмотря на невозможность в краткосрочной перспективе создать наднациональные политические институты, в экономической сфере необходимо дальнейшее взаимодействие России со странами и структурами АТР, главным принципом которого должна стать открытость.