История исследования групп в социальной психологии

Что касается социальной психологии, то она обратилась к проблеме группового, массового поведения лишь через несколько десятилетий после психологии масс, в 1930-х гг. Дело в том, что сложившаяся в социальной психологии традиция предписывала изучать социальное поведение на уровне действия индивидов, а не групп. Психологи основное внимание уделяли личностному восприятию, индивидуальным установкам, действиям, межличностным взаимоотношениям и т. д. Более того, некоторые психологи утверждали, что групп как носителей особой психологии вообще не существует, что группы — это некие фикции, созданные воображением. Так, в частности, Флойд Оллпорт утверждал, что группа представляет собой лишь набор разделяемых людьми ценностей, мыслей, привычек, т. е. всего того, что одновременно присутствует в головах нескольких людей.

Подобная точка зрения получила в истории социальной психологии название персоналистского или чисто психологического подхода. Разумеется, его придерживался не только Оллпорт. Н. Тритлетт и У. Мак-Дугалл также разделяли эту точку зрения. Позднее данную традицию продолжили У. Диксон, М. Шериф, С. Аш, Л. Фестингер и даже Дж. Хомане в начале своей научной карьеры. Правда, персоналистский акцент данных авторов был менее радикальным, чем у их предшественников.

Но, как отмечают Барри Коллинз и Бертран Равен, параллельно с персонализмом в социальной психологии сложилась и социологическая традиция, идущая от Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Г. Тарда. Ее придерживались Т. Ныоком.

Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Я. Морено, Дж. Тибо, X. Келли и ряд других исследователей (Collins & Raven, 1969).

Сторонники этого подхода утверждали, что все социальное поведение не может быть адекватно объяснено и понято, если изучать его лишь на уровне поведения индивидов. Они настаивали на том, что группы представляют собой нечто большее, нежели случайное соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группы и групповые процессы необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии.

Активное исследование групп началось в 1930-х гг. Именно тогда Курт Левин провел в США первые лабораторные исследования групповых процессов («групповых динамик»). В социальной психологии благодаря Левину появились такие понятия, как «тип лидерства», «групповая сплоченность», им же было сформулировано одно из первых определений группы (Шихерев, 1999).

В 1950- 1960-х гг. происходило интенсивное сближение вышеназванных течений социальной психологии — лерсоналистской (психологической) и социологической (структуралистской) школ. Противоречия между ними постепенно преодолевались. «Наведением мостов» между психологией и социологией занялись Ныоком, Тёрнер, Конверс, Секорд, Бекман и ряд других ученых. Эта объединительная тенденция возникла не случайно. К тому времени проблема изучения закономерностей групповых процессов приобрела актуальное практическое значение. П. Н. Шихерев отмечает, что свыше трех четвертей всех исследований малых групп финансировалось промышленными фирмами и военными организациями. Интерес государственных учреждений, бизнесменов и финансистов к изучению групп был продиктован потребностью совершенствования методов управления группами-организациями, а через них и индивидами.

О том, насколько востребованными оказались знания о группах, свидетельствует стремительный рост исследований групп в XX в. Количество публикаций, касающихся проблем групп в мировой литературе за период с 1897 по 1959 г. составило 2112 наименований, но с 1959 по 1969 г. оно возросло на 2000, а с 1967 по 1972 г. еще на 3400 исследований. Кстати, более 90% всех публикаций, касающихся исследования групп, пришлись на долю США (Шихерев, 1999).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >