ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ЕГО СТРУКТУРА
Чувство неполноценности как движущая сила развития человека. Реактивность человеческого существования
Подведем некоторые итоги. Итак, как уже говорилось, Фрейд полагает, что влечение исходит из функций тела. Оно отображается в психике ребенка, и отображается скорее в бессознательной ее части, чем в сознательной. Но это побуждение именно телесного характера, только отображенное психически. Адлер возражает против этой точки зрения. Он полагает, что основой поведения является не влечение, не что-то природное, не просто соматическое, не активное само по себе, а социальное чувство неполноценности. Это чувство тоже берет свое начало в детском возрасте. В этом состоит сходство и преемственность учений Фрейда и Адлера. Но рассматривает Адлер проблему детских побуждений, в сущности побуждений к развитию, совершенно иным образом. Он, например, критикует идею эдипова комплекса. В противоположность Фрейду Адлер подчеркивает, что не у ребенка развивается влечение к матери, а сама мать обычно удерживает ребенка возле себя. И это действительно новый аналитический ход — ход к новому анализу объектных отношений ребенка и матери. Адлер начинает рассматривать отношение ребенка и матери не только со стороны ребенка (что является в значительной мере абстракцией), а также и со стороны матери. Потом, уже значительно позже, неявная перекличка с этой мыслью встретится у Д. Винникотта, подчеркнувшего, что ребенка как такового не существует, но есть целое ребенка и его матери.
При анализе эдипова комплекса Адлер приходит к совершенно противоположным выводам, чем Фрейд. Если эдипово влечение, согласно Фрейду, это в полной мере активное образование, то Адлер, напротив, подчеркивает его реактивный характер, что и составляет базу индивидуального развития. Таким образованием, согласно Адлеру, является чувство собственной неполноценности. Такое чувство является, скорее, не чем-то самостоятельным, а определенной реакцией ребенка на свое социальное окружение, оно возникает как реакция на определенное социальное окружение и реагирует на окружающую его среду. В этом смысле человек реактивен.
Но для того, чтобы чувствовать «свою собственную неполноценность», необходимо представлять себе и чувствовать некоторую полную ценность. Ребенок должен наблюдать и понимать людей, которые и являются носителями этой полной ценности. Согласно Адлеру, ребенок изначально отображает свое существование в ценностных категориях, а именно, он отображает свою неполноценность. Маленький ребенок, одновременно с зарождением самосознания, начинает ощущать свою недостаточность. А что означает ощущение недостаточности? Это недостаточность чего-то, по сравнению с чем-то. То есть речь идет об ощущении ребенком своей недостаточности по сравнению со взрослыми. И у ребенка формируется реакция на это осознание. Эта реакция на свое бытие формируется как ощущение своей неполноценности. Но это, в сущности, реакция относительно других. Но еще более первичным образом — на первичное феноменологическое ощущение своего бытия в мире. Ребенок сравнивает размеры своего тела с телом взрослого, свои навыки и умения с соответствующими умениями взрослого и ощущает свою недостаточность по сравнению со взрослыми или старшими детьми. Это осознание создает у ребенка дискомфорт и желание как-то его компенсировать. Адлер считает, что естественной реакцией на это чувство неполноценности является стремление к власти, которое означает как бы стремление к его компенсации, попытку достижения чувства собственной полноценности.