Преступления против внутренней безопасности государства
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).
Предусматривая в ст. 66 УК РСФСР 1960 г. уголовную ответственность за убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершенное но политическим мотивам (ч. 1), а также причинение государственному или общественному деятелю либо представителю власти тяжкого телесного повреждения по тем же мотивам (ч. 2), законодатель именовал данное преступление террористическим актом. Первоначально такое наименование было воспринято и УК РФ 1996 г., в котором состав этого преступления был сформулирован иначе: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт). Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму”» слова «террористический акт» по вполне понятным причинам были исключены из ст. 277 УК РФ.
Объект преступления. В юридической литературе данное преступление обычно характеризуется как многообъектное. Расхождение взглядов имеет место, как правило, применительно к решению вопроса лишь относительно того, что в данном преступлении следует считать в качестве его основного объекта: внутреннюю безопасность Российской Федерации; конституционный строй; закрепленную в Конституции РФ политическую систему (ее основы), легитимность государственной власти РФ; отношения, обеспечивающие функционирование политической системы, внутреннюю и внешнюю безопасность государства и т.д.
Что же касается другого, дополнительного объекта, то таковым в данном случае принято признавать жизнь государственного или общественного деятеля. К государственным деятелям при этом относят руководителей государственных органов федерального уровня (в том числе, занимающих должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателя палаты Федерального Собрания РФ, министра, депутата) или субъекта РФ, некоторые категории иных государственных служащих, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п. В качестве общественного деятеля могут рассматриваться руководители и активные участники политических партий, общественных палат, различных общественных объединений (например, профессиональных, религиозных) федерального или регионального уровня, видные представители культуры, науки, образования, известные журналисты и др. С учетом специфики круга возможных потерпевших данное преступление следует отличать от деяний, подлежащих квалификации как убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).
Объективная сторона преступления характеризуется как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. По сравнению со ст. 66 УК РСФСР 1960 г., которая предусматривала ответственность за убийство государственного или общественного деятеля, ныне действующая ст. 277 УК РФ содержанием данного элемента состава преступления охватывает более широкий круг действий: помимо лишения жизни, термин «посягательство» включает в себя также покушение на лишение жизни потерпевшего. В связи с этим преступление может квалифицироваться как оконченное не только при наступлении смерти, но и на стадии совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.
Субъективная сторона преступления предполагает наличие прямого умысла на лишение жизни, реализуемого, как указано в ст. 277 УК РФ, в целях прекращения потерпевшим государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. При направленности умысла на причинение тяжкого вреда или иного вреда здоровью состав данного преступления исключается.
Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, вне зависимости от гражданства. Если аналогичное деяние было совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, оно несет ответственность за преступление против личности.