Регуляция активности ферментов
Изучение механизма отдельных ферментативных реакций позволило раскрыть пути различных метаболических процессов синтеза и распада веществ в организме.
Разделение метаболических путей обеспечивается пространственной локализацией ферментов, вопросы которой хорошо изучены и имеют массу примеров (табл. 6.4). У высших организмов помимо клеточного уровня регуляция ферментативной активности подчиняется функциональным особенностям органов и тканей. Дифференцировка клеток сопровождается отбором специфичных ферментов. В результате ферментативный набор клеток разных тканей различается, что обусловливает ускорение определенных процессов в каждом органе.
Таблица 6.4
Различная локализация ферментов
Уровень разделения |
Примеры |
Клетка |
В матриксе митохондрии сосредоточены ферменты ЦТК, во внутренней мембране митохондрии — ферменты ЭТЦ, в ядре клетки — ферменты синтеза НК и т.д. |
Органы и ткани |
Аргиназа, участвующая в синтезе мочевины, находится только в печени, В сердечной мышце наиболее активна ЛДГ,, в печени и скелетной мускулатуре — ЛДГ5 и т.д. |
При этом установлено, что обменные реакции в пространстве клетки подчиняются сложным взаимозависимым превращениям, которые регулируются внутренними системами.
Можно выделить три уровня регуляции активности ферментов в организме:
- • автономная (местная) регуляция, осуществляемая изменением концентраций субстратов и продуктов реакции;
- • изменения концентрации фермента, связанное с генетическим уровнем;
- • нервно-гормональное (нейрогуморальное) влияние.
Самый первый уровень — автономная {местная) регуляция. Как известно, скорость ферментативной реакции зависит от концентрации субстрата. Если количество субстрата незначительно, то и активность фермента небольшая. С увеличением концентрации субстрата и достижением полного насыщения фермента субстратом скорость ферментативной реакции вырастает до максимальной (см. рис. 6.6).
Активность фермента может зависеть от концентрации продукта реакции. Здесь возможны два варианта регуляции, называемые обратной связью:
- • продукт оказывает активирующее действие на фермент, значит, обратная связь положительная (образование фибрина из фибриногена в системе свертывания крови);
- • продукт является ингибитором фермента — обратная связь отрицательная (пальмитиновая кислота — ингибитор синтазы ВЖК).
В большинстве случаев метаболизм субстратов осуществляется в несколько взаимозависимых стадий. В таких случаях концентрация промежуточного субстрата зависит от кинетических характеристик (V и Кт) ферментов, участвующих в образовании данного субстрата и в дальнейшем его превращении. Каждый фермент обладает характерными для него V и Кт, поэтому у одного из всех ферментов процесса кинетические характеристики будут минимальны. Такой фермент называют лимитирующим, так как он ограничивает скорость всего процесса.
Один и тот же субстрат может подвергаться разным превращениям, т.е. происходит разветвление путей. В таких случаях ход процесса определяется регуляторным ферментом. Например, гл-6-фосфат может использоваться как субстрат для синтеза различных углеводов или подвергаться распаду. Он легко превращается во фр-6-фосфат. Но если фр-6-фосфат нод действием фосфофруктокиназы необратимо переходит во фр-1,6-дифос- фат, то начинается гликолиз (см. рис. 10.29). Поэтому фермент фосфофрук- токиназу называют регуляторным.
В двухкомпонентных ферментах активность катализируемого превращения может зависеть от регенерации небелковой части (кофермента или простетической группы). Например, замедление многих ферментативных процессов можно объяснить дефицитом витаминов, которые входят в состав небелковой части фермента (см. табл. 6.3).
Регуляция ферментативных процессов может осуществляться на генетическом уровне. При этом скорость реакции зависит не только от концентрации субстрата и продукта, но и от концентрации фермента.
Обновление ферментов, как и других белков, зависит от процессов их синтеза и распада. Нарушение соотношения этих путей влечет за собой изменение концентрации фермента, скорости катализируемой реакции, а следовательно, и хода ускоряемого превращения. Механизмы синтеза ферментов неплохо изучены и регулируются на уровне транскрипции, а вопросы деградации ферментов, и особенно, регуляции этого процесса до конца не выяснены.
Для человека и животных характерен нервно-гормональный (нейро-гумо- рольный) уровень регуляции активности ферментативных процессов. Этот вид регуляции позволяет быстро изменять активность ключевых ферментов в зависимости от условий окружающей среды. Например, синтез ряда пищеварительных ферментов начинается при посредстве гормонов (см. подпараграф 8.5.6).
Как правило, гормоны оказывают на ферменты не прямое воздействие, а используют внутриклеточные посредники и различные модификации структуры фермента.
Классические внутриклеточные посредники — циклические АМФ и ГМФ (цАМФ и цГМФ) образуются соответствующими ферментами аденилат- и гуанилатциклазой в ответ на взаимодействие гормона с белком-рецептором.
Регуляция активности ферментов изменением их строения осуществляется разными способами: белок-белковыми взаимодействиями, фосфори- лированием-дефосфорилированием, протеолизом (табл. 6.5).
Таблица 65
Примеры регуляции активности ферментов изменением их строения
Способ регуляции |
Особенности |
Белок-бел ков ые взаимодействия осуществляются двумя механизмами |
|
Фосфорилирование-дефосфорилирование |
Осуществляется обратимым ковалентным присоединением остатков фосфорной кислоты на OI 1-группы фермента. При этом изменяются конформация каталитического центра фермента и его активность. Действие инсулина и глюкагона реализуется путем фосфорилирования-дефосфорилирования соответствующих ферментов. Например, при высоком уровне инсулина ГМГ-КоА-ре- дуктаза дефосфорилируется и переходит в активное состояние, стимулируя синтез ХС. И наоборот, при высоком уровне глюкагона ГМГ-КоА-редуктаза фосфорилируется и становится не активной, в результате синтез ХС блокируется (см. подпараграф 11.8.4) |
Протеолиз |
За пределами клетки, например в плазме крови, в желудочно-кишечном канале, ряд ферментов находится в неактивной форме, в виде проферментов. Их активные формы образуются путем частичного протеолиза (см. параграф 12.1). Такая активация является необратимой |