Народная монархия XVII в.

А. Основания легитимности власти

Со времени возникновения при Иване Грозном в 1547 г. института царства и до начала XVIII в. в основе официальной концепции власти лежали четыре идеи: 1) богоустановленность власти, 2) отцовский, или патерналистский, характер власти, 3) царь — непосредственный наместник Бога на Земле (в отличие от западноевропейских королей, которые считались лишь Божьими помазанниками) и 4) православное царство — гармоничный мир, управляемый Богом и царем. Русское царство считалось «Новым Израилем», а русский народ — новым богоизбранным народом по аналогии с библейским Израилем и древнееврейским народом. Конечным итогом русской истории должно стать введение царем своего народа в Царство Божие. Легитимность всякой власти обосновывалась Божественным происхождением царской власти от отцовской власти. Первым образцом власти на Земле считался отец как глава семейства. По мере умножения семейств возникли племена, по мере умножения племен — государства, которые со временем стали слишком велики для отеческого управления. Тогда Бог дал первоначальной отцовской власти облик царя, наделив его высшей и самодержавной силой. Легитимность царской власти в Русском государстве обосновывалась родством Рюриковичей с императорами древнего Рима и Византии (считалось, что Рюриковичи вели свое происхождение от Пруса — брата римского императора Августа и были в родстве с византийским императором Константином) и тем, что права Рюриковичей на власть были санкционированы византийскими императорами и восточной православной церковью (считалось, что император Константин передал своему внуку, киевскому князю XI в. Владимиру Мономаху, царский венец, так называемую шапку Мономаха, и прочие царские регалии, а греческий митрополит Неофит венчал его на царство). Именно два последних обоснования приводились иностранным дипломатам в качестве доказательств прав русских государей на царский титул.

После смерти Ивана Грозного в 1584 г. монархия из наследственной фактически превратилась в избирательную и в такой форме существовала до XVIII в. Все семь царей либо избирались, либо утверждались на престоле земскими соборами, включая Петра I, избранного на царство 27 апреля 1682 г. Избрание каждый раз санкционировалось актом избрания за подписью избирателей, что считалось необходимым условием легитимности нового царя. Обязанность населения ему повиноваться подтверждалась присягой, которую приносили все мужчины независимо от социального положения. Именем Божьим боярство и служилые люди клялись нести службу, бояре — также не отъезжать в другие государства, а посадские и крестьяне — выполнять гражданские обязанности. Легитимность нового царя в XVII в. по-прежнему обусловливалась его кровным родством с умершим и сакральным ритуалом коронования — «венчанием на царство», освещаемым церковью и участием народа в коронационных торжествах. Коронование называлось «священным» и считалось обществом таковым, поскольку сопровождалось особым таинством — миропомазанием, во время которого царь получал от Бога силу и мудрость для осуществления власти в государстве и церкви. Обряд коронования имел магический и религиозный характер. Подобно тому как брак без венчания в церкви не имел законной силы, так и «брак» царя с царством не имел силы без обряда венчания на царство. Обряд соединял государя с народом в священный нерасторжимый союз и возлагал обязанности на обе стороны. Государь брал обязательство защищать православную веру и подданных от внешних врагов, править «по правде и справедливости», в соответствии с христианской моралью, а народ обязывался повиноваться. 11рисяга и участие народа в коронации считались необходимыми, но они рассматривались не как акт делегирования обществом власти царю, а как готовность повиноваться и как народное одобрение нового монарха. Легитимность власти давала государю известную свободу рук, или свободу воли. Но это не считалось опасным, поскольку власть государя была легитимна и все, что он делал, диктовалось Богом и шло на пользу всех.

Политические представления людей XVII в., принадлежавших к разным социальным слоям, имели принципиальное сходство; существовало также согласие по поводу легитимности власти, механизма принятия политических решений, по поводу путей разрешения важнейших проблем, стоявших перед обществом. Можно сказать, что в допетровское время существовала консенсусная политическая культура, несмотря даже на появление старообрядцев после раскола церкви. В основе политических воззрений лежали три идеи: а) законность и священность издревле существующих порядков и властей вследствие своей древности и божественного происхождения; б) всеобщая обязанность служить государю; в) воля государя есть воля Божия. Светская служба являлась всеобщей, служили все, включая и царя, и по сути своей имела религиозный характер, следовательно, вела к спасению. Отрекаясь от своей воли в пользу монарха, народ тем самым предавался во власть воли высшей, божественной. Но и царь отрекался от своей личной воли и осуществлял служение как послушание. Власть государя рассматривалась как обязанность, возлагаемая Богом, от которой он не может уклониться. Государь свои отношения с подданными строил «по-отечески»: наказывал согрешивших, поощрял верных и прилежных, прислушивался к мудрым советникам. Отсюда проистекало общее наименование подданных — «сирота», т. е. беспомощный, бесприютный, одинокий, бедняк, а находившихся на службе — «холоп», т. е. слуга, покорный, безответный. Вследствие этого власть государя носача не только божественный, но и патерналистский характер. Признавая богоустановленность царской власти, люди усматривали изволение Божье также и в избрании царя на Земском соборе, и в государственном строительстве, осуществляемом посредством земских соборов. Так понимал характер светской службы, свои обязанности как монарха, характер государственного управления царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.) — отец Петра I, учитель его детей Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.), другие русские «книжники» и народ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >