Последствия сдвига линии LM
Как было установлено в параграфе 4.4, сдвиг кривой LM происходит вследствие изменений объемов предложения денег или спроса на деньги. Проведем графический анализ их воздействия на величину действительного спроса благ на рис. 6.5.
Пусть первоначальное совместное равновесие па рынках благ, денег и ценных бумаг представляет точка Е0. Если банковская система увеличит предложение денег, то это отобразится сдвигом LM0 —> LMX и совместное равновесие на трех рынках будет представлять точка Ev которая соответствует более высокому национальному доходу и более низкой ставке процента.
Перемещение равновесия из точки Е0 в точку Е{ произошло в результате цепочки событий, последовавших за увеличением количества денег. Домашние хозяйства, заметив в составе своего имущества увеличение доли денег, для восстановления его оптимальной структуры увеличат спрос на ценные бумаги. Курс последних возрастет, а ставка процента уменьшится. Ее снижение увеличит число эффективных инвестиционных проектов, и спрос на инвестиции возрастет. При наличии резервных производственных мощностей возникнет мультипликативный эффект и национальный доход возрастет с у0 до Z/j.

Рис. 6.5. Последствия сдвига кривой LM
Следовательно, в экономике неполной занятости увеличение количества находящихся в обращении денег сопровождается ростом реального национального дохода. Это одно из основных теоретических положений Дж. М. Кейнса. Но при этом существует два исключения.
Если совместное равновесие на трех рассматриваемых рынках достигнуто на «кейнсианском» (горизонтальном) участке кривой LM, то ее сдвиг не меняет величину действительного спроса (точка пересечения IS и LM остается па месте). Такую ситуацию называют ликвидной ловушкой: изменение количества денег (ликвидности) не меняет величину действительного спроса. На рис. 6.5 состояние ликвидной ловушки возникнет, если линия IS сдвинется влево настолько, что будет пересекать кривую LM в горизонтальной ее части.
Из интервью лауреата Нобелевской премии по экономике 1987 г. Роберта Солоу радиостанции «Business FM» 23 марта 2009 г. Надежда Грошева, корреспондент: «Какие меры, на Ваш взгляд, должно принять правительство США, чтобы добиться выхода экономики страны из кризиса?» — Роберт Солоу: «Я думаю, что с точки зрения монетарной политики все, что можно было сделать, уже сделано. Реальные процентные ставки уже отрицательные. И ФРС может удерживать их на данном уровне, а возможно, снизить их еще больше. Но я думаю, что эффективными сейчас могут быть только фискальные меры. Обширные стимулирующие фискальные программы — это то, что сейчас должно разрабатывать и внедрять правительство США».
Аналогичная ситуация возникает, если экономика попадает в инвестиционную ловушку. Она имеет место в том случае, когда спрос на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента, например вследствие пессимистической оценки будущей конъюнктуры инвесторами или неожиданно увеличившейся долей заемных средств в общем капитале фирмы из-за внезапного обесценения активов при схлопывании пузыря на рынке капитала.
В первом квартале 2000 г. Банк России трижды снижал ставку рефинансирования с 55 (в январе) до 33% (в марте). Бывший в то время министром финансов РФ М. Касьянов интерпретировал это как сигнал кредитным институтам инвестировать в реальный сектор экономики. Однако господствующее настроение инвесторов в то время выразил в интервью информационно-политическому каналу «Полит, ру» начальник управления финансовых операций Россбанка Николай Ермолаев: «Снижением ставки кредитовать реальный сектор банки не поощришь — этого мало. Надо менять всю систему, создавать нормальный инвестиционный климат»[1].
«В Японии потенциальные заемщики отсутствовали даже при нулевой ставке процента. Это неудивительно, поскольку компании, придавленные долговым бременем, не станут увеличивать заимствования просто потому, что кредиты стали дешевле. Вместо этого, невзирая на то, что процентные ставки близки к нулю, компании погашали долги со скоростью несколько десятков триллионов иен в год» [2].
Когда инвестиции не зависят от ставки процента, тогда величина действительного спроса определяется однозначно у* =А/Ъ> (см. формулу (3.7)) и линия IS становится перпендикуляром к оси абсцисс. В этом случае сдвиг кривой LM, т.е. изменение количества денег, не меняет величину действительного спроса (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Инвестиционная ловушка
Ликвидная и инвестиционная ловушки в концепции Кейнса возникают потому, что потребление домашними хозяйствами зависит только от величины текущего реального дохода. Если же оно определяется еще и объемом имущества (см. подпараграф 3.2.2), в состав которого входят реальные кассовые остатки, то при увеличении реального количества денег вправо смещается не только линия LM, но и линия IS; в результате объем действительного спроса растет.
Рассмотренное согласно предпосылкам кейнсианской концепции взаимодействие рынков благ и денег при заданном уровне цен схематически представлено на рис. 6.7.

Рис. 6.7. Взаимодействие рынков благ и денег при неизменном уровне цен
В процессе производства одновременно создаются предлагаемые на рынке блага и доходы населения. Последние определяют размер потребительского спроса на рынке благ и величину спроса на деньги для сделок и из-за предосторожности. Образующаяся па денежном рынке ставка процента является еще одним фактором, определяющим спрос на деньги для сделок как имущество, а также на инвестиционные блага. Нарушения равновесия на рынке благ передаются на рынок денег через изменения спроса на них (треугольник L (у, г) на рис. 6.7), а нарушения равновесного состояния на денежном рынке — на рынок благ через изменения спроса на инвестиции (треугольник /(/) на рис. 6.7).