Трудовые отношения, связанные с иностранным правопорядком, по законодательству Российской Федерации
Основной принцип регулирования труда иностранцев в Российской Федерации — норма Конституции РФ о равном праве на труд. В сфере трудовых отношений, хотя и с широкими изъятиями, установлено применение принципа национального режима. Анализ положений российского нрава позволяет утверждать, что на территории России приоритетными правами на труд обладают российские граждане (аналогичное положение содержится практически во всех трудовых законах других государств).
Трудовой кодекс РФ разрабатывался при участии экспертов МОТ и вобрал в себя многие международные нормы о труде[1]. При рассмотрении трудовых споров судьи должны учитывать закрепленные в документах МОТ принципы:
- • свободы объединения;
- • права на ведение коллективных переговоров;
- • упразднения всех форм принудительного и обязательного труда;
- • запрещения детского труда (этот принцип в ТК РФ не упоминается);
- • недискриминации в области труда и занятости.
Согласно ст. 10 ТК РФ источником российского трудового права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены правила, отличающиеся от предусмотренных российскими законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Статья 11 ТК РФ закрепляет общий принцип — на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено. Иное может быть предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами и международными договорами РФ. Эта норма устанавливает национальный режим регулирования трудовых отношений с участием иностранных лиц и распространяет на эти отношения российское трудовое законодательство.
Трудовой кодекс РФ содержит специальную главу 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Трудовые отношения между работником — иностранным гражданином или апатридом — и работодателем регулируются правилами, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового нрава (ст. 327.1 ТК РФ). Применение иностранного нрава возможно, но это представляет собой исключение — в федеральных законах или международных договорах РФ должно быть прямо указано, что трудовые отношения с работниками — иностранными гражданами или апатридами — регулируются иностранным правом.
Положение ст. 327.1 ТК нельзя квалифицировать как одностороннюю определенную коллизионную норму. Сг. 327.1 представляет собой общий трудоправовой императив — на территории РФ все трудовые отношения подчиняются только российскому праву.
Нормы, закрепленные в гл. 50.1 ТК РФ, устанавливают перечень изъятий из общего принципа национального режима, закрепленного в ст. 11. Для иностранцев закреплен общий разрешительный порядок труда. Трудовой договор между иностранным гражданином или апатридом и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников — иностранцев (ст. 327.1). В ст. 327.2—327.7 ТК РФ перечислен целый ряд особенностей заключения и прекращения трудового договора с работниками — иностранцами, их временного перевода, отстранения от работы, выплаты им выходного пособия.
Глава 50.1 была внесена в ТК РФ Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ. Однако российский законодатель не посчитал нужным закрепить хотя бы одну коллизионную норму, которая непосредственно относилась бы к сфере действия международного частного трудового нрава. Этот пробел отечественного регулирования осложняет возможность государственной защиты прав и законных интересов российских граждан, работающих по контракту в других государствах.
Для разработки норм, определяющих право, применимое к международным частным трудовым отношениям, российский законодатель мог воспользоваться моделью, закрепленной в ст. 35 Закона Эстонии о МЧП: «(1) В отношении трудовых договоров выбор нрава не должен приводить к тому, что работник будет лишен защиты, гарантированной ему императивными нормами государства, которые подлежали бы применению при отсутствии выбора права в соответствии с частью 2 настоящей статьи. (2) При отсутствии выбора права к трудовому договору применяется право государства, в котором: 1) работник обычно выполняет свою работу по трудовому договору, даже если он временно работает в каком-либо другом государстве; 2) находится место деятельности, через которое работник был принят на работу, если работник обычно не работает в одном и том же государстве. (3) Положения части 2 настоящей статьи не применяются, если из совокупности обстоятельств явствует, что трудовой договор связан теснее с каким-либо другим государством. В таком случае применяется право другого государства».
Контрольные вопросы
- 1. Что представляет собой международное частное трудовое право?
- 2. Какая коллизионная привязка является генеральной в международном частном трудовом праве?
- 3. Какие коллизионные привязки являются субсидиарными в международном частном трудовом праве?
- 4. Как регулируются трудовые отношения, связанные с иностранным правопорядком, в законодательстве РФ?
- [1] Вострецова О. А. Применение в России международных норм о труде // Законодательство. 2006. № 12.