Северное Причерноморье в I тысячелетии до н.э. - V—VI вв. н.з.

На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производительным формам хозяйствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Последний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяйствования и распределения.

Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее название скифов. Произошло это около VII в. до н.э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей «метрополией», хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в местах, где они могли найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков украшения, керамику, оливковое масло, вино, платила золотом, хлебом и рабами.

Первое греческое поселение возникло на о. Березань вблизи Днепро- Бугского лимана во второй половине VII в. до н.э. В VI в. до н.э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Ольвию. Это был классический греческий полис. Правили городом выбранные на народном собрании архонты. В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы — эллиио-скифы, как называет их Геродот. Некоторые скифы селились в самом городе, занимались ремеслом.

Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический, основанный около 422—421 гг. до н.э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.

Вокруг появившегося в первой половине VI в. до н.э. Пантикапея (ныне — Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них — Та- наис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т.д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. Боспорское государство способствовало развитию торговли между вошедшими в его состав городами и, самое главное, защищало их территорию от окружающих варварских племен. Оно торговало со средиземноморскими греческими городами и с Египтом. Туда вывозили хлеб, скот, рыбу и рабов.

С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н.э. должность архонта стала здесь нал следственной. Архонт Спартак III (304—284 гг. до н.э.) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.

В глазах греков все племена, населявшие Северное Причерноморье, были «варварами». Античные авторы сохранили многочисленные сведения об истории и культуре народов, соседствовавших с греческими колониями.

Иногда эти известия фантастичны, иногда — доносят важные сведения о быте, культуре и истории местных жителей. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные «варварские» племена. Благодаря античным городам население Северного Причерноморья познакомилось с греческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте центров погибшего

Боспорского государства (Херсонес — Корсунь, Пантикапей — Корчев, Феодосия — Кафа), сыграют важную роль в приобщении славян к античной и ранне-средневековой культуре Европы.

Дальнейшая судьба рабовладельческих городов-государств Причерноморья оказалась тесно связана с коренным населением причерноморских степей.

На рубеже II—I тысячелетий до н.э. в степях жили кочевники, которых греческие историки называют киммерийцами. Киммерийский союз племен был побежден в VIII—VII вв. до н.э. скифами. Трудно сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорили на языке иранской группы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, они считались верхушкой союза племен; скифов-пахарей причерноморских степей и, возможно, лесостепной зоны на территории Украины; скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона. На рубеже V—IV вв. до н.э. у скифов возникает сильное военное государство во главе с царями. Это время расцвета Скифского царства — тогда большинство скифских племен признало власть царя Атея. В его правление строится хорошо укрепленный город (Каменское городище в окрестностях современного г. Никополя), видимо, столица Скифского царства. Девяиостолетиий Атей погиб в битве с царем Македонии Филиппом. Тем не менее скифские племена сумели противостоять войскам его сына Александра Македонского.

Скифы знали ремесла (в том числе металлургию), вели активные торговые операции. К IV в. до н.э. относятся так называемые «царские кургаа ны» — богатые скифские погребения, в которых хоронили скифских царей.

С III в. до н.э. Скифское царство испытывает натиск сарматов (или правильнее — савроматов), родственных скифам кочевых племен, обитавших в степях бассейнов Волги и Дона и в Южном Приуралье. Сарматы во II—I вв. до н.э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города-государства Причерноморья. Царь Скилур на какое-то время завоевал Ольвию.

Наступление скифов побуждало греческие колонии к объединению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. В самом же Боспор- ском царстве в 107 г. до н.э. вспыхнуло восстание рабов, главным образом скифов, во главе с дворцовым рабом Савмаком. Последнему даже удалось овладеть царским престолом. Восстание подавил понтийский царь Митри- дат VI Евпатор. Вскоре Митридат включил все Северное Причерноморье и Боспор в состав Понтийского царства. Однако здесь на сцену выступил Рим, подчинивший Боспорское царство.

В III в. н.э. Боспору удалось освободиться. Но в конце IV в. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабовладельческих государств в Причерноморье. Этому упадку способствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладельческой системы хозяйства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >