Самовосхваление, критиканство, псевдокритика, слухи и сплетни в организации. Этические особенности восприятия информации в деловом общении
Издревле, во все времена самовосхваление рассматривалось как отрицательное духовно-нравственное качество личности. В основе — завышенная самооценка собственных качеств, достоинств, действий и успехов. Проявляется в бахвальстве, хвастовстве, высоком самомнении, самовлюбленности и постоянной самопрезентации. Основные причины — эгоизм и самовлюбленность, но также самовосхваление порой используется как способ привлечь к себе внимание из-за неприятия окружающими, непризнания другими.
В настоящее время самовосхваление — это одна из техник аутогенных тренировок и психотерапевтическое средство. В современной деловой среде это качество личности, культивируемое и всячески поощряемое, как эффективный способ продвижения способностей или профессиональных услуг. Сегодня модно «пиарить» себя — это никого не заставляет краснеть, и вызывает живой интерес публики.
К настоящему времени человечество изобрело большое количество форм саморекламы. Наиболее корректный — визитные карточки (визитки), стоят недорого и адекватно информируют о самом важном. Самый «продвинутый» и непредсказуемый — использование Интернета (сайт-визитка, социальные сети, блог).
Психологи обучают различным приемам саморекламы (просьбы о рекомендациях и представлении кому-то, посещение мероприятий с полезными людьми, выступления на различных встречах, вплоть до оказания бесплатных услуг). Основной девиз в нынешней деловой среде — «Реклама — двигатель прогресса, а самореклама — двигатель собственного “Я”». Однако используя самопродвижение, важно не забывать об этических правилах и нормах, уметь слышать, что тебе пытаются сказать, правильно воспринимать критику и делать соответствующие выводы.
Иногда это комплимент профессионализму, а иногда — критика успеха или неудач. При этом важно отличать разумную критику, которая является одним из важных элементов делового общения, пустое критиканство и псевдокритику.
Критика — это форма контроля и оценки действий, которые не соответствуют существующим требованиям в деловой среде.
Понятие «критика» происходит от греч. kritike и переводится как «искусство суждения». Сегодня в профессиональной сфере одно из важнейших качеств человека, предохраняющих его от последствий возможных заблуждений и ошибок, — умение давать оценку и особо ценная способность — критическое отношение к самому себе (самокритика). Деловая разумная и позитивная критика всегда ситуативно уместна, созидательно направлена (в дискуссии, на совещании или во время деловой беседы). Она вскрывает причины и указывает на конкретные возможности выхода из создавшегося сложного, положения. Кроме того, она всегда звучит в присутствии критикуемого, и в качестве предмета рассматриваются дела и поступки, ошибочные умозаключения, высказывания, рассуждения, неверные действия, но не затрагиваются личностные особенности человека: внешность, характер, интеллект.
Рассуждения опираются на конкретные факты, они аргументированы и могут быть доказаны, а в качестве конечной цели предполагается решение, направленное на изменение ситуации, поэтому, как правило, предлагаются конкретные позиции по устранению недостатков и снятию проблем. Самое главное — разумная критика должна быть щадящей, это ее важное отличие.
Если в деловом сообщении главной и единственной целью становится разрушение отношений, дела или личности, то, скорее всего, наличествует вид злопыхательской, морализующей и неуместной критики — критиканство, характеризующееся полным отсутствием позитивности и конструктивности. Часто имеет завуалированную форму и преследует эгоистические цели. Например, повышение собственного имиджа за счет занижения чуждого. В «Большом толковом словаре современного русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова оно определено как «свойство критикана и придирчивая критика».
Основное отличие такого рода общения — разрушительная, «ударная» критика. По сути, звучит обвинительная речь, направленная против провинившегося, по форме — монологична, в основе — одна позиция, одна точка зрения и претензии на «непререкаемый авторитет». Это не приглашение к дискуссии, диалогу или спору, а избиение и уничтожение оппонента, диктат и насильственное навязывание ценностных или любых других принципов, отношений, способов, поведенческих стереотипов.
Рассуждения, реализуемые как средство сохранения (или усиления) своего престижа, а также для сведения личных счетов (как устоявшийся стиль работы), называются псевдокритикой.
Люди, практикующие критиканство и псевдокритику, обладают набором негативных черт характера и руководствуются низменными мотивами: по злому умыслу, из зависти или мести, из-за собственной несостоятельности, тщеславия или высокомерия, из-за неудовлетворенности собой или желания выделиться и обратить на себя внимание, из-за плохого, агрессивного настроения.
Психологи предупреждают, что последствия любой критики имеют негативный результат, отражающийся на взаимоотношениях деловых партнеров. Поэтому необходимы серьезные размышления перед критическим выступлением.
Деловое взаимодействие — процесс сложный и неоднородный. Любое слово или действие вызывает «волну» отклика. Устное распространение информации по неофициальным каналам также может существенно повлиять на репутацию и статус человека или организации. Неуправляемая коммуникация (слухи и сплетни) — это неотъемлемая часть общественного сознания, которая может не только разрушать, но и стать помощником в построении необходимого имиджа организации (компании, фирмы) и человека.
В «Большом психологическом словаре» слух рассматривается как «специфический вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории»[1]. Понятие «слухи» имеет двойственное значение: с одной стороны — это сообщение, с другой — разновидность межличностной коммуникации.
Общеизвестно, и это описано в данной книге, что в каждой профессиональной среде сосуществуют два вида коммуникативной информации — формальная и неформальная. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. К формальной относятся сообщения, признаваемые в качестве официальных, к неформальной — в первую очередь слухи, а также мифы, стереотипы, сплетни, функционирующие в информационном поле компании (последние, в отличие от слухов, интерпретирующих общеорганизационные проблемы, передают информацию о личных делах сотрудников). Чем строже контроль в формальных каналах информации, тем активнее «функционируют» каналы неформальные. Практические исследования доказали, что искоренить их в принципе невозможно.
Основная проблема — удержать количество и интенсивность слухов на удовлетворительном уровне, чтобы не мешать нормальному функционированию организации. Как правило, они начинают активно «рождаться» и распространяться в двух случаях:
- • у сотрудников появляется субъективное ощущение нехватки информации по какой-либо проблеме;
- • значимость обсуждаемой темы для кого-либо из сотрудников.
Еще в 60-х г. XX в. американский психолог Гордон Олпорт утверждал, что «слух есть функция важности события, помноженная на его двусмысленность». Как вид публичной коммуникации они придают определенность неопределенным ситуациям, так как возникают не на пустом месте, а всегда связаны с некой причиной, которая может быть как объективной (реальное молчание официальных каналов), так и субъективной (сотрудникам кажется, что информации недостаточно). Таким образом, любой слух — это ошибка формальной коммуникации. Причем исследования последних лет утверждают, что правило «испорченного телефона» практически не работает: до 75% информации, которая передается посредством слухов, циркулирует в неискаженном виде, так как распространяется не по цепочке (линейно), а от части сотрудников всем остальным.
Распространение слухов связано как с вербальной реакцией сотрудников на события, не получившие полной официальной интерпретации, так и с объективными законами формальной коммуникации (устаревание информации, а также игнорирование новых возникающих социальных потребностей сотрудников).
Таким образом, слух — это процесс зарождения и распространения информации, проигнорированной, не подтвержденной официальным источником или уже опровергнутой, но для его функционирования еще необходим канал, по которому он передается.
Высокой степенью обобщенности слух отличается от доноса, дезинформации и сплетни — сознательного и злостного придумывания и перевирания фактов. Однако возникновение слухов, условия циркулирования, способы передачи и потребления делают их близкими к другим типам социальных сообщений: байкам, поверьям (приметам), легендам и анекдотам.
В настоящее время выделяют большое количество оснований для классификации слухов, например:
- • по содержанию — экономические, политические, социальные;
- • по отношению к реальности — рациональные и нерациональные (фантастические);
- • по информационной характеристике — абсолютно недостоверные, частично недостоверные (с элементами правдоподобия) и правдоподобные.
Циркулирующие в организации слухи могут разрастаться, поднимать эмоциональный фон в коллективе либо сглаживать и успокаивать его, кроме того, могут приспосабливаться под определенные условия. Для слухов характерны:
- • однократная воспроизводимость перед конкретным слушателем;
- • устная форма существования;
- • нацеленность на интерес получателя, удивление и тайну;
- • дальнейшая, практически обязательная, трансляция в условиях дефицита информации по вопросу.
Оказывается, человеку трудно удержать в себе полученную информацию, и он пытается передать ее дальше, а сделав это, испытывает облегчение.
Известна притча о цирюльнике, который не находил покоя, пока не «открыл» страшную тайну просто в яму (виртуальному слушателю) о том, что «у царя Мидаса ослиные уши». Высказавшись, успокоился и стал как все — обычным гражданином.
Главная черта слухов — они принципиально анонимны. Идентификация источников, как правило, сложна и не стоит потраченных сил и времени. Стратегия борьбы опирается на анализ масштабов распространения, выявление причин возникновения и определение степени их влияния. Этот процесс обусловлен личностными установками взаимодействующих, зависит от опыта и воспитания, потребностей, мотивов, желаний и опасений.
Большинство современных корпораций, фирм и организаций представляют сложные социокультурные системы, связывающие людей различных национальностей и культурных ориентаций в единое целое. Поэтому важно учитывать это влияние и выстраивать процесс взаимодействия, опираясь на этические нормы делового общения.
Психологи утверждают, что восприятие (в том числе и информации) включает четыре уровня:
- 1) обнаружение — констатируется факт-раздражитель;
- 2) различение — формирование образа из ощущений;
- 3) идентификация — сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);
- 4) опознание — отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.
Ведущими механизмами являются: стереотипизация и индивидуализация. Они включаются одновременно, но в зависимости от внешних факторов и личностных особенностей в каждый конкретный момент задействуется у человека один или другой. Стереотипизация — сопоставление поступающей информации с имеющимися в сознании стереотипами и образами. Например, существуют стереотипы представлений о бизнесменах или студентах, об отдельных национальных чертах, которые накладывают свой отпечаток на формируемые представления. Индивидуализация — зависимость реакций от психологических особенностей личности.
Этические принципы восприятия информации в деловой сфере опираются не только на знание стереотипов и индивидуальных особенностей
партнеров, но и на децентрацию — способность взглянуть на ситуацию глазами другого человека, принимая в расчет чужую точку зрения. Это сложный навык, который необходимо развивать каждому как механизм преодоления эгоцентризма. Его формирование означает преобразование собственных образов, понятий и представлений, влияющих на интерпретацию поступающей информации. Зависит от воспитания, ценностных установок, от эмоционально-психологического склада личности, способности к сопереживанию, навыков общения и жизненного опыта.
В настоящий момент происходит качественная трансформация содержания всех видов деятельности и процессов, протекающих в обществе и в каждом его социальном институте. Из-за все возрастающих темпов тех- нологизации и информатизации деловой жизни серьезным образом видоизменяются принципы, формы и способы работы с информацией.
Электронные средства коммуникации сжимают мир в одну точку, позволяя каждому одновременно видеть события, удаленные друг от друга и во времени и в пространстве. Благодаря развитию коммуникационных систем навязываются поведенческие стереотипы, формируются новые этические принципы делового взаимодействия, единообразные модели и нормы культурного поведения. Глобализация информационного рынка — реалия настоящего времени, когда общезначимые события становятся объектом повышенного внимания. В условиях работы со сверхбольшими массивами информации этические требования отступают перед требованиями полноты и релевантности (уместности, относящейся к делу) получаемой информации, способности творчески ее интерпретировать и использовать.
Единая общечеловеческая культура, которая возникает на основе целостности мира, объединяет современное человечество, несмотря на не только индивидуальные, но и групповые различия: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные. Наиболее важный этический вопрос современности — гуманизация глобализации, обеспечение каждому доступа к плодам всего человечества, формирование глобального гражданского общества и его институтов.
- [1] Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php.