К. Д. Кавелин: национальная и индивидуальная психика в контексте культуры

Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) в рамках правоведения наметил контуры отечественной психологии личности. В его работах на первый план выдвигается прежде всего идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. Важнейшими чертами психологии являются антропологизм и этическая направленность.

В работе «Очерк юридического быта Древней России» (1847) он доказывал, что развитие сознания зависит прежде всего от особенностей среды, исторических и социальных условий жизни. Он считал, что изучение народного творчества является методом изучения национальной психологии, так же как анализ продуктов индивидуального творчества — индивидуальной психики.

В работе «Мысли и заметки по русской истории» (1866) он подчеркивал, что свойства национальной психики проявляются в науке и религии. Он полагал, что именно личность, а не коллектив представляет собой основу общественного развития. Ученый сформулировал свой принцип культурного прогресса — он возможен лишь там, где есть развитая личность. Кавелин считал, что и мышление, и нравственность, и личность человека не могут быть внеисторичными.

Кавелин утверждал, что психология — это та наука, в которой должны соединиться физиология и философия, так как в отдельности они не могут объяснить всей сложности человеческой природы. Он считал, что психические состояния детерминированы тремя факторами — идеальностью, сознательностью и волей. При этом идеальность служит основой нашей критичности, стремления к абсолюту, к лучшей действительности. Сознание связано с возможностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваиваться внутри себя, оставаясь цельным душой.

В этой способности души раздваиваться, обращаясь к самой себе, Кавелин видел одно из главных ее свойств, объясняющих и способность к самонаблюдению, и возможность волевого поведения. Утверждая, что психику нельзя свести к физиологии, он доказывал, что психическое, как несводимое к материальному, не может подчиняться материальным законам (в частности, детерминизму, отрицающему свободу воли человека). Поэтому без свободы воли нет личности, так как она формируется в борьбе с внешними обстоятельствами. Он полагал, что личностью является только человек, действующий под влиянием собственной мотивации.

Кавелин считал, что душа есть живая психическая реальность, вырабатывающая из себя, под влиянием окружающего материального мира, особый нравственный порядок. Итак, не отрицая в принципе необходимость физиологических исследований психического, он выступал против понимания психологии только как естественной науки, доказывая необходимость ее связи с философией. Кавелин считал, что интроспекция не может быть единственным и ведущим способом исследования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >