Г. И. Челпанов: экспериментальная психология сознания
Делом жизни Георгия Ивановича Челпанова (1862- 1936) стала организация Московского психологического института, который начал строиться во втором десятилетии XX в. на деньги известного мецената С. И. Щукина. Фактически работа в институте началась еще в 1912 г., однако формальное открытие состоялось в 1914 г. На торжествах, посвященных этому событию, Челпанов выступил с речью «О задачах Московского психологического института», в которой подчеркнул, что свою главную цель он видит в объединении всех психологических исследований под одной крышей, для того чтобы сохранить единство психологии.
Научное мировоззрение Челпанова можно определить как идеалистическое. Следует отметить, что психологию Челпанов пытался построить на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела. Полагая, что психология должна исследовать природу души и сознания, он считал материализм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку, по его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умозрительными, а не опытными. В психике он усматривал два полюса —

материю (головной мозг), с одной стороны, и субъективные переживания — с другой. В работе «Мозг и душа* (1900) он писал, что «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае, лучше объясняет психические явления, чем монизм*. Своими учителями он считал Н. Я. Грота и В. Вундта, научные программы которых он и осуществлял.
Задачи психологического исследования Челпанов видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения. Подход Чел Панова к эксперименту вытекал из его методологических, философских позиций. Главным методом в его концепции оставалось самонаблюдение, хотя он подчеркивал необходимость дополнения этого метода данными эксперимента, сравнительной и генетической психологии. Ведущая роль интроспекции, по его мнению, связана с тем, что многие факты душевной жизни трансцендентны, а потому не поддаются объективному объяснению и исследованию.
Он доказывал, что психология есть самостоятельная экспериментальная наука, предметом которой является изучение субъективных состояний сознания, которые так же реальны, как и явления внешнего мира. Следовательно, Челпанов считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них.