Г. Г. Шпет: язык, мышление и самосознание
Одной из центральных проблем в психологических исследованиях Густава Густавовича Шпета (1879-1937) была проблема языка в его соотношении с мышлением и самосознанием субъекта. Вслед за А. А. Потебней Шпет пришел к выводу о необходимости анализа внутренней формы слова, так как именно она является тем главным механизмом, который лежит в основе присвоения и инте- риоризации культуры, то есть в основе формирования сознания — как индивидуального, так и сознания народа.
Шпет исходил из идеи об активности сознания, ему была близка идея Ф. Брентано о интенциональности сознания, его направленности на познание окружающего. Одной из основных детерминант, определяющих этот познавательный процесс, и является для Шпета слово. Он считал, что внутренняя форма слова есть правило, по которому образовывается понятие. Однако это правило дано не в виде раз и навсегда заданной формулы, но в виде алгоритма, открывающего возможности широкой интерпретации понятия. Эта интерпретация и является основой формирования субъективности, личной отнесенности усваиваемого материала. Он приходит к выводу о том, что сознание индивида носит культурно-исторический характер, важнейшим элементом которого является слово, открывающееся нам не только при восприятии предмета, но и, главным образом, при усвоении его в виде знака, интерпретация которого происходит индивидом в процессе социального общения.
Шпет отстаивал мысль о том, что предмет этнопсихологии раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы знаков, составляющих содержание коллективного

сознания данной нации. Критикуя позицию Вундта, Шпет подчеркивал, что продукты культуры не являются сами но себе психологическими продуктами. Их психологическая составляющая появляется благодаря субъективной их интерпретации. Он совершенно по-новому подходит к роли эмоций, считая их одним из важнейших инструментов в процессе присвоения культуры. При этом сами продукты культурного развития являются медиаторами в процессе социализации человека, регулируемом развитием типичных для данного этноса переживаний, которые и составляют главные элементы национального самосознания. Исследование того, как определенный исторический факт или названное значение переживаются субъектом или этносом в данный конкретный момент, помогает понять не только содержание национального сознания, но и саму историческую ситуацию, складывающуюся в данный момент в обществе.