Съезды народных депутатов (1989-1990)
Конституционные изменения проходили на фоне многочисленных межнациональных конфликтов, среди которых наиболее острыми были в 1988—1990 гг. противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, вскоре вылившиеся в погромы (февраль 1988 г. — Сумгаит), а затем в затяжную войну. Впоследствии СССР потрясли кровавые события в Фергане (1989) и в Ошской области Киргизии (1990). Вооруженные конфликты в 1991 г. проходили на Кавказе, где таким способом решались территориальные проблемы между Грузией, Абхазией, Южной Осетией и другими автономными и союзными республиками. Эскалация насилия стала возможной в результате дезинтеграции объединяющей роли центра в конце 1980-х гг.
В марте 1989 г. состоялись выборы делегатов съезда народных депутатов СССР. Председателем Верховного Совета на открывшемся в мае I съезде народных депутатов СССР был избран Горбачев. Несмотря на то что многие представители партийной номенклатуры не прошли по одномандатным округам, Горбачеву удалось заручиться поддержкой большинства съезда. Вместе с тем оказавшиеся в относительном меньшинстве радикально настроенные депутаты в последний день съезда сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (ее сопредседателями стали Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Попов, Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества.
Осенью 1989 г. состоялся внеочередной II съезд народных депутатов СССР, проходивший на фоне революционных преобразований в Восточной Европе. События в странах бывшего социалистического блока способствовали поляризации съезда. Радикальное меньшинство, которое после смерти в дни съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»). В этих условиях Горбачев в перерыве между II и III съездами народных депутатов СССР пошел на отмену 6-й статьи, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. соглашается на введение института президентства в СССР. Тогда же делегаты выбирают на съезде президентом СССР М.С. Горбачева.
Полученные Горбачевым дополнительные полномочия несколько обесценивались становлением в 1990 г. оппозиционно настроенного к центру республиканского съезда депутатов. I съезд народных депутатов РСФСР выбрал своим главой Б.Н. Ельцина и 12 июня 1990 г. провозгласил Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В скором времени процесс «суверенизации России» привел к принятию 1 ноября 1990 г. постановления об экономическом суверенитете России. Уход из-под контроля центра российских структур власти (в крупнейших городах России руководство также перешло к демократам: в Ленинграде — к А.А. Собчаку, в Москве — к Г.Х. Попову) дополнялся еще более радикальными решениями законодательных органов в Прибалтике и в других республиках.
В рассматриваемый период происходило становление и мно- гонаргийной системы в СССР. В своем большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к режиму. Сама же КПСС переживала серьезный кризис. XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привел к выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в последний год перестройки снизилась с 20 млн до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.
В этих условиях центр попытался найти выход, наделив президента СССР чрезвычайными полномочиями. IV съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, сводившиеся к наделению Горбачева дополнительными правами. Произошло фактическое нереподчинение президенту Совета министров, переименованного теперь в Кабинет министров. Для контроля над усилившейся властью президента был введен пост вице-президента, на который съезд избрал Г.И. Янаева. Стремясь получить силовой вариант Кабинета министров, Горбачев провел кадровые изменения. Вместо В.В. Бакатина министром внутренних дел стал Б.К. Пуго;
Э.А. Шеварднадзе на посту министра иностранных дед был заменен на А.А. Бессмертных.
Внутриполитические кризисы 1989—1990 гг. были продиктованы прежде всего стремлением центра вновь взять на себя исключительное право проводить реформы. В этом стремлении союзное руководство вынужденно опиралось на институты власти, еще слабо затронутые реформой, и поэтому сам характер этих попыток приводил лишь к размыванию власти. Декларация о государственном суверенитете РСФСР, выборы президента России — это ответные шаги на попытки политического и экономического диктата центра. Следует отметить, что идеализация курса российских властей была такой же ошибкой, как и центра: проводить реформы в условиях децентрализации и, следовательно, дезорганизации, без внешних источников накопления, можно было только путем поглощения социальных накоплений. Противостояние центра и регионов готовило вторую волну местного сепаратизма после ликвидации союзного центра.