Процентные ставки по операциям Банка России
Согласно ст. 37 Закона о Банке России Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки (прежде всего, ставки по кредитным и депозитным операциям, осуществляемым кредитными организациями), а также в рамках процентной политики устанавливать процентные ставки по различным операциям или проводить политику без фиксации процентных ставок, ориентируясь на текущую ситуацию.
Процентная политика представляет собой часть денежно-кредитной политики и заключается в изменении процентных ставок по операциям центрального банка, повышение или понижение которых означает ужесточение или смягчение денежно-кредитной политики. Процентная политика является одним из важнейших рыночных инструментов при проведении центральным банком денежно-кредитной политики.
Центральные банки используют различные процентные ставки, в зависимости от вида операций (привлечение депозитов, предоставление кредитов, совершение сделок репо и др.). Данные ставки устанавливаются в зависимости от оценки текущей ситуации и могут координироваться с некой базовой величиной. Длительное время роль базовой процентной ставки в России играла так называемая ставка рефинансирования, т.е. процентная ставка, под которую Банк России мог бы предоставлять кредиты банкам в качестве кредитора последней инстанции.
С сентября 2013 г. Банк России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики. Данные меры включают:
- — введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя;
- — формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;
- — изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.
Как заявлено пресс-службой Банка России, «указанные мероприятия позволят повысить прозрачность денежно-кредитной политики и улучшить ее понимание субъектами экономики, что будет способствовать усилению действенности процентного и информационного каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и достижению конечной цели по обеспечению ценовой стабильности»[1].
Банк России считает ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя (9,00% годовых с 19 июня 2017 г.). Банк России использует ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики для улучшения понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.
Банк России при этом не отменил действие ставки рефинансирования, которая принимается во внимание при определении различных имущественных обязанностей как частноправового, так и публично-правового характера. Однако Указанием от 11 декабря 2015 г. № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки на соответствующую дату1.
Как указано в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов, «проводимая в рамках стратегии таргетирования инфляции денежно-кредитная политика, наряду с другими мерами государственной политики, в исключительно сложных внешних условиях сыграла роль амортизатора, сгладив влияние внешних шоков на функционирование экономики и жизнь людей. Действия Банка России и в дальнейшем будут направлены на поддержание внутренней экономической стабильности, в первую очередь — на замедление инфляции и сохранение ее на уровне около 4%, а также на стимулирование сбережений домашних хозяйств, их защиту от инфляционного обесценения и создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, что является важной составляющей новой модели роста экономики. Для решения этих задач необходимо сохранить умеренно жесткую денежно-кредитную политику, обеспечивающую положительный уровень реальных процентных ставок»[2] [3].