ДЕВИАНТОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Основные термины

Терроризм, экстремизм, насилие.

Экстремизм и терроризм стали уже неотъемлемыми чертами современной цивилизации, и молодежь сегодня активно питает эти опасные явления общественной жизни. Как отмечает И. М. Ильинский[1], особая гражданская ответственность исследований проблем молодежи состоит в том, чтобы предотвратить рост неуверенности и тревоги молодежи за собственное будущее, стремление преодолеть которое вызывает мощную стихийную или организованную социальную агрессию.

В современной научной литературе можно обнаружить различные контексты исследования терроризма и экстремизма: философский, исторический, политический, социальный, религиозный, технологический, юридический и, конечно, психологический.

В русском языке понятие терроризм тесно связано с понятием террора (англ, tenor — «страх», «ужас») и толкуется главным образом как устрашение, насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием)[2]. В свою очередь, в английском и французском языках как равнозначные выделяются два значения: первое — страх, ужас, состояние тревоги, а второе — действия, вызывающие подобные чувства. В англо- и франкоязычной литературе по проблеме терроризма довольно широкое распространение получили такие понятия, как «субъективный террор» и «объективный террор».

В «Большом энциклопедическом словаре» понятия «террор» и «терроризм» рассматриваются как «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения»[3].

Слово «экстремизм» происходит от латинского «экстремус», что означает «крайний». В самом широком смысле экстремизм принято определять как «приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора»[4]. К мерам, которые включает в себя экстремизм, относят провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, а также методы партизанской войны. Экстремизм может быть вызван разными факторами: подрыв социальных структур, экономическим и социальным кризисами, ослаблением государственной власти, ростом антисоциальных проявлений и др.

Общим для экстремизма и терроризма, как его крайней формы, является стремление к дестабилизации, уничтожению государственных структур, а в конечном счете — разрушению политической системы общества с целью установления нового политического порядка тоталитарного типа[5].

В каком-то смысле, как своеобразное состояние сознания, мироощущение человека или общности экстремизм в той или иной форме присутствует в каждом из нас. Он сопровождает всю жизнь нашего общества, и в определенной мере история человечества и его будущее без него немыслимы[6]. Сущностную природу экстремизма составляют социальный нигилизм и радикализм, нравственный релятивизм, склонность к насилию и неумеренность выбора средств достижения цели, особенно в пограничных, экстремальных и конфликтных ситуациях.

Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения.

Специфика проявления социального экстремизма в молодежной среде обусловлена, прежде всего, особенностями самой молодежи — незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием противоречивости социального бытия, безоглядным стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм максимализма и социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.

Возникновение социального экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды - экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, неуправляемостью процесса социализации, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенное™ в обществе.

Названные факторы выступают объективными условиями, которые являются благоприятной средой для проявления в сознании и поведении молодых людей негативных факторов субъективного порядка — завышенных социальных ожиданий, склонности к максимализму, радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.

Специфика проявления социального экстремизма в молодежной среде обусловлена, прежде всего, особенностями самой молодежи — незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием противоречивости социального бытия, безоглядным стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм максимализма и социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.

Исследования личности экстремиста в большинстве случаев характеризуют его как дезадаптированного в существующей социальной реальности маргинала, испытывающего беспокойство перед будущим, агрессивно настроенного, тяготеющего к силовым способам решения жизненных проблем, пренебрегающего правовыми нормами. Выявленные особенности позволяют обозначить так называемый «комплекс силовика», представляющий собой некий ряд взаимодополняющих и органически увязанных между собой правил и установок поведения, наиболее часто встречающихся у экстремистски ориентированной личности и легко обнаруживаемых эмпирически.

Наличие подобных установок можно наблюдать у значительной массы молодых людей, некоторые из них характеризуют естественные особенности развития молодой психики. Однако отличие экстремиста в том, что у него они проявляются в целостном единстве, формируют, таким образом, устойчивую экстремистскую направленность.

В общем виде можно выделить следующие составляющие «комплекса силовика»:

  • • нетерпение, стремление достигать целей кратчайшим путем;
  • • отрицание компромисса, использование силовых методов давления;
  • • согласие с принципом «цель оправдывает средства»;
  • • отрицание равенства человеческих прав и возможностей;
  • • склонность к агрессии, способность применить насилие ради собственных интересов;
  • • низкая значимость человеческой жизни как своей, так и окружающих.

На Межамериканской конференции по правам человека в 1970 г., посвященной проблемам терроризма, экстремизма и защите от них населения, было названо три основные формы терроризма:

  • • социальный;
  • • политический;
  • • идеологический.

В свою очередь Н. В. Мелентьева выделяет следующие разновидности терроризма:

  • 1) идеологический, субъектами которого выступают представители миноритарных политических идеологий, оказавшихся по различным причинам исключенными из рамок легитимной политики;
  • 2) этнический (субъектом является национальная, этническая община, входящая в состав мажоритарной группы, отказывающей ей в определенных правах, главным образом в праве на этнополитическое самоопределение);
  • 3) религиозный (в качестве субъекта выступает религиозное меньшинство или активный авангард господствующей религии, находящийся под отчуждающим и враждебным влиянием марионеточных властей);
  • 4) криминальный терроризм (обычно служит инструментом более общей идеологической цели);
  • 5) индивидуальный терроризм (субъектом выступает не какая-то общность, а отдельная личность, которая совершает террористический акт по сугубо личным причинам)[7].

Д. В. Ольшанский к основным видам терроризма относит:

  • политический (террористические действия разного рода, имеющие целью оказание влияния на политических лидеров, власти или проводимую ими политику, вынудить те или иные политические действия или властные решения);
  • информационный (прямое воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, определенным образом направляющих поведение людей);
  • экономический (различные дискриминационные экономические действия, имеющие целью оказание влияния на экономических конкурентов, социальные группы и слои населения, а также на государства и их лидеров с целью достижения конкретных экономически выгодных для террористов решений);
  • социальный (бытовой) терроризм (разгул уличной преступности, нарастающий криминалитет, общая социальная нестабильность и массовая бытовая неустроенность)[8].

М. В. Баскаран приводит следующую классификацию.

I. Политический терроризм международного уровня'.

  • 1) терроризм, финансируемый государством;
  • 2) интернациональный или транснациональный терроризм;
  • 3) терроризм, основанный на авторитете международных организаций.

II. Религиозный терроризм международного уровня:

  • 1) фанатизм;
  • 2) священная война.

III. Криминальный терроризм международного уровня:

  • 1) наркотерроризм;
  • 2) коммерческий терроризм;
  • 3) индивидуальный терроризм;
  • 4) психотический терроризм[9].
Структурно-логическая схема понятий «терроризм»

Рис. 24.1. Структурно-логическая схема понятий «терроризм»

и «экстремизм»

В основе всех преступлений террористического и экстремистского характера лежит насилие. Терроризм и экстремизм — это насильственные методы или угроза их использования с определенными целями. Выделяются четыре основных варианта проявления насилия:

  • 1) массовое (коллективное) организованное;
  • 2) массовое (стихийное) неорганизованное;
  • 3) индивидуальное организованное;
  • 4) индивидуальное стихийное[10].

Как видно, насилие есть проявление активной деятельности людей (организованных групп или одиночек), спланированное заранее (умышленное) или возникнувшее стихийно.

Таким образом, автор монографии соглашается с мнением Б. К. Мартыненко о том, что терроризм и экстремизм — это сложные, совершенно самостоятельные, независимые друг от друга, разнопорядковые феномены, хотя и тесно связанные между собой[11].

Практикум

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Согласны ли вы с тем, что терроризм и экстремизм — звенья одной цепи?
  • 2. В чем специфика проявления терроризма и экстремизма?
  • 3. Приведите классификации терроризма и экстремизма.
  • 4. Согласны ли вы с тем, что насилие — основа терроризма и экстремизма?
  • 5. Приготовьте презентацию программы профилактики терроризма или экстремизма.

Литература

Антонян, Ю. М. Природа и причины современного терроризма. Борьба с преступностью / под ред. Ю. М. Антоняна. — М., 2002.

Безюлёва, Г. В. Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика / Г. В. Безюлёва, С. К. Бондырева [и др.]. — М.: Изд-во МПСУ, 2013.

Клейберг, Ю. А. Девиантология терроризма и экстремизма : монография / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2016.

Клейберг, Ю. А. Основы психологии девиантного поведения : монография / Ю. А. Клейберг. — СПб.: Альфа-Пресс, 2014.

Клейберг, Ю. А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии : учеб, пособие / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2014.

Клейберг, Ю. А. Ювенальная психология девиантного поведения/Ю. А. Клейберг. — Нальчик, 2013.

Клейберг, Ю. А. Профессиональный опыт социально-психологического исследования личности экстремиста / Ю. А. Клейберг, М. 3. Шогенов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2012.-№ 2.-С. 130-135.

Марьин, М. И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности / М. И. Марьин, Ю. Г. Каспсрович. — М., 2007.

Подсознание террориста / под ред. А. Сочивко. — М„ 2006.

Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. — 2-е изд. — СПб., 2008.

Салимов, К. II. Современные проблемы терроризма / К. II. Салимов. — М., 1999.

Сокол, В. Ю. Современный экстремизм: сущность, проблемы, противодействия / В. Ю. Сокол. — Краснодар, 2005.

Сокол, В. Ю. Террористические организации: понятие, характеристика, особенности выявления / В. Ю. Сокол, А. Н. Шмыгун, В. В. Останин. — Краснодар, 2007.

Терроризм и религия. — М„ 2005.

Шогенов, М. 3. Семейное неблагополучие. Социальные отклонения. Молодежный экстремизм / под ред. Ю. А. Клейберга. — Нальчик, 2009.

  • [1] Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.:Голос, 2001.
  • [2] См.: Словарь современного русского языка. Т. 15. М., Наука, 1963. С. 368; Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 732.
  • [3] Большой энциклопедический словарь. М., 2001.
  • [4] См.: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989.
  • [5] См.: Мартыненко Б. К. Правовое регулирование борьбы с политическим терроризмом:Материалы V Ежегодной международной научной конференции, 19—22 апреля 2010 г. М.,2011.
  • [6] См.: Феномен экстремизма / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2000.
  • [7] Мелентьева Н. В. Размышления о терроре // Элементы: Евразийское обозрение. 1996.№ 7. С. 17-24.
  • [8] См.: Ольшанский Д. В. Психология терроризма. СПб., 2002.
  • [9] Цит. по: Лукин В. Н., Мусиенко Т. В. Международный терроризм: проблемы концептуализации // URL: http://credonew.ru/content/view/570/58/ (дата обращения: 24.07.2016).
  • [10] См.: Шогенов М. 3. Семейное неблагополучие. Социальные отклонения. Молодежныйэкстремизм : монография / под ред. Ю. Л. Клейберга. Нальчик : Изд-во М. и В. Котляровых,2009.
  • [11] См.: Мартыненко Б. К. Синтетический подход к основаниям классификации и типологии насилия // Общество и право. 2011. № 1.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >