ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • причины возникновения и последовательность развития экономической теории;
- • предмет исследования, взгляды и подходы основных зарубежных и отечественных научных школ;
- • основные понятия и категории экономической теории;
- • современные представления о процессе общественного производства;
уметь
- • грамотно ориентироваться в многообразии теоретических подходов и научных концепций;
- • давать самостоятельную оценку взглядам и теоретическим положениям ведущих экономических школ;
- • применять теоретические знания к ситуациям, связанным с выбором; оценивать альтернативные издержки принятия решений;
владеть
- • методами анализа производственных возможностей;
- • навыками работы с учебной и научной литературой по истории экономических учений.
Предмет и метод экономической теории
Как самостоятельная наука экономическая теория формировалась в Европе в период генезиса капитализма. Именно в связи с бурным развитием товарно-денежных отношений, мировой торговли перед учеными в тот период встала задача объяснить законы движения этого способа производства. Конечно, отдельные элементы экономических знаний были выработаны человеческой мыслью значительно раньше, еще в докапиталистических формациях. Но и в Древней Греции, и в Риме достаточные условия для возникновения экономической теории как сколь-либо целостного учения еще далеко не созрели, поэтому в ту эпоху были сформулированы лишь отдельные правила ведения хозяйства.
Изначально в качестве общей экономической теории выступила политическая экономия. Само это словосочетание появилось еще в эпоху меркантилизма благодаря опубликованному А. де Монкретьеном в 1615 г. во Франции «Трактату политической экономии». Однако лишь спустя два века после публикации этого трактата об экономической политике за новой наукой закрепилось ее название — политическая экономия. Иногда ошибочно меркантилизм называют первой научной экономической школой. Однако «школа» предполагает наличие конкретного ее основателя и после- дователей-учеников, а у данного экономического течения их не было. Меркантилисты отождествляли степень богатства общества с количеством полноценных денег в государственной казне, но видели источник его увеличения не в материальном производстве, а в сфере обращения — прежде всего при неэквивалентном обмене во внешней торговле. Поэтому и рекомендациями их было ограничить или полностью запретить вывоз золота и серебра из страны.
Родоначальниками классической буржуазной политэкономии считаются: в Англии — У. Петти (1623—1687) и во Франции — П. Л. де Буа- гильбер (1646—1714). Их относят к классической школе потому, что они переместили объект исследования в область материального производства и, считая источником прибавочного продукта (и роста богатства общества) труд, заложили основы теории трудовой стоимости. Петти, кроме того, положил начало и одной из отраслевых наук — экономической статистике.
Первую научную школу в рамках классической политэкономии создали физиократы — группа французских экономистов во главе с придворным лекарем Ф. Кенэ (1694—1774). В отличие от меркантилистов физиократы отождествляли капитал уже не с его денежной формой, а с вещественной, впервые в науке подразделив производительный капитал на основной и оборотный. Считая единственной производительной силой сельское хозяйство, Ф. Кенэ первым ввел в научный оборот понятие воспроизводство>, как постоянно повторяющийся процесс производства и реализации товаров. В своей «Экономической таблице» Кенэ показал, как годовой продукт распределяется между классами, что явилось первой экономической моделью, наглядно доказавшей необходимость соблюдения в государстве макроэкономических пропорций.
Основным представителем классической политэкономии по праву считается «шотландский мудрец» Адам Смит (1723—1790), не только создавший ряд ценных теорий, но и изложивший их в определенной системе в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Источником богатства он провозгласил любой труд. Исходный пункт исследования — общественное разделение труда, ведущее к значительному росту его производительности и к замене ручного труда машинным, другими словами — к техническому прогрессу. Смит выделил две стороны товара — потребительную и меновую стоимость. Важнейшим условием прироста богатства общества он считал обеспечение экономической свободы, невмешательство государства в экономику.
Выдающимся последователем А. Смита в Англии стал Д. Рикардо (1772—1823). В своих трудах, посвященных деньгам и денежному обращению, он выдвинул количественную теорию денег, которой в XX в. активно воспользовались монетаристы. В 1817 г. был издан основной труд Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения», в котором он систематизировал свои теории, включая теорию дифференциальной земельной ренты. Основной задачей политэкономии Риккардо считал выявление не законов капиталистического производства, а законов распределения общественного богатства.
Теорию трудовой стоимости Смита и Рикардо в XX в. существенно развил и углубил создатель пролетарской политэкономии К. Маркс (1818— 1883). В своем основном труде «Капитал»[1] Маркс вскрыл двойственный характер труда и обосновал теорию прибавочной стоимости, демонстрирующую условия эксплуатации наемного труда при капитализме и источник извлечения прибыли. Он раскрыл процесс накопления капитала, его кругооборот и оборот. Выработанные Марксом научные методы исследования (диалектический и исторический материализм) означали, что мир следует рассматривать в его развитии, а развитие человеческого общества — это последовательная смена (на основе закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил) общественно-экономических формаций, от первобытно-общинной через рабовладельческую и феодальную до капиталистической.
Как очевидная альтернатива теории трудовой стоимости в XIX в. возник маржииализм — теории предельной полезности благ и предельной производительности факторов производства. Теорию предельной полезности разработал один из первых экономистов-математиков англичанин У. С. Дже- вонс (1835—1882), а также представители австрийской экономической школы К. Менгер (1840—1921), Ф. Визер (1851 — 1926) и Е. Бем-Баверк (1851 — 1914), теорию предельной производительности — американец Дж. Б. Кларк (1847—1938). Отличительной чертой маржинализма стала психологизация экономического анализа, не объективный, а субъективно- психологический подход к экономическим явлениям, метод «робинзонады» (но Бем-Баверку).
Представитель британской кембриджской школы А. Маршалл (1842— 1924) объединил теорию предельной полезности маржиналистов и теорию издержек производства Д. Рикардо, став родоначальником неоклассического направления в экономической теории. Публикация его основного труда «Принципы экономике» (1890), ознаменовала не только замену содержания прежней классической политической экономии, но и закрепление за экономической наукой нового названия — «Экономикс». Идеи и представления Маршалла о саморегулировании рыночной экономики господствовали в науке до начала 1930-х гг. Разразившийся на Западе глубочайший экономический кризис 1929—1933 гг., названный в США «Великой депрессией», привел к появлению кейнсианства, обосновавшего необходимость существенного вмешательства государства в экономику.
В основной работе одного из учеников Маршалла — Дж. Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложена теория эффективного спроса. Если у Маршалла спрос и предложение являлись равноправными элементами рыночного ценообразования и в случае перепроизводства рыночный механизм самостоятельно без государственного вмешательства выводил капиталистическую экономику из состояния кризиса, то у Кейнса ведущим звеном и объектом стимулирования стал совокупный спрос — покупательная способность общества в целом. Возникновение кризиса Кейнс объяснял действием основного психологического закона, означающего, что с ростом дохода потребление также увеличивается, но в меньшей степени, чем растет доход, поскольку у людей возрастает склонность к сбережению. Чтобы выйти из кризиса, он предлагал снижать ставку процента по кредитам, повышать налоги, увеличивать государственные капитальные вложения и расширять объем государственных закупок товаров. В качестве средства для снижения уровня безработицы кейнсианцы выбрали умеренную инфляцию, и почти до конца 1960-х гг. эта схема себя оправдывала. Но с 1968 г. все изменилось: начавшийся в западной экономике спад и рост безработицы стали сопровождаться уже не дефляцией, а усилением инфляции (ситуация, названная стагфляцией). Кейнсианцы в данной ситуации никаких новых рецептов предложить не смогли, и далее на четверть века ведущим направлением экономической теории стал монетаризм.
Главный лозунг ведущего идеолога монетаризма, руководителя чикагской экономической школы М. Фридмена (1912—2006) — «деньги имеют значение». Уже в самих этих словах налицо явное противопоставление кейнсианству с его «спрос имеет значение». Монетаризм как одно из направлений неолиберализма отрицает необходимость государственного вмешательства в экономику. Единственная сфера, где это допустимо, — регулирование денежной массы, точнее, ее ежегодное увеличение на 2—5%. Одним из доказательств правильности теории монетаризма считались успехи реформ в Чили, начатых после доклада «Постепенность или шоковая терапия?», сделанного Фридменом в чилийской столице весной 1975 г. Реформы предполагали ликвидацию государственного ценообразования и введение рыночного, возврат частной собственности и резкое сокращение социальных расходов. В России аналогичные реформы, проведенные в 1990-х гг., впоследствии были названы «током без терапии».
Еще одним очевидным антиподом кейнсианству в рамках неолиберализма стала концепция сторонников предложения (supply-side economics). Экономисты этого направления, взявшие за основание своих утверждений кривую А. Лаффера, считают, что стимулировать надо не спрос, а предложение, и именно снижая налоговую нагрузку на предпринимателей и лиц с высоким доходом. Под флагом этой концепции в России в начале 2000-х гг. была проведена масштабная налоговая реформа. Объективных подтверждений успешности и этой реформы также нет, поскольку время ее проведения совпало с беспрецедентной динамикой роста мировых цен на основной источник доходов российского бюджета — сырую нефть.
Среди наиболее крупных течений западной экономической мысли особняком стоит институционализм. Основатель этого направления — американский экономист и социолог Т. Веблен (1857—1929), опубликовавший в 1899 г. свою «Теорию праздного класса». Веблен подверг резкой критике основы «обычной» экономической науки, с его точки зрения, представляющей себе человека неким арифмометром, постоянно высчитывающим полезность благ, степень тягости труда, норму прибыли и т.п., что мало соотносится с реальной жизнью. По мнению Веблена, существенное значение имеют не только чисто экономические отношения, но и все остальные институты общества: политика, идеология, религия, традиции и устои, законодательство и т.д. А поведение человека наряду с материальной выгодой во многом определяется такими сторонами жизни, как престиж, общественное положение, мода и т.п. Таким образом, предмет исследования институционализма значительно шире предшествовавших ему направлений экономической теории.
Само название «институционализм» данное течение получило благодаря работе американского ученого Дж. Р. Коммонса (1862—1945) «Институциональная экономика», в которой он исследовал роль акционерных обществ, профсоюзов и политических партий в установлении согласованных действий индивидов. Широкий резонанс в мире вызвали работы еще одного американца — Дж. К. Гэлбрейта (1908—2006), утверждавшего, что современный рынок регулируется крупнейшими корпорациями, решения в которых принимают уже не собственники-одиночки, а корпоративная техноструктура — ученые, конструкторы, технологи, ведущие менеджеры и специалисты по финансам. Несмотря на современную популярность институциональных концепций, определенной слабостью институционализма в целом считается его неспособность разработать и взять на вооружение единую, общую, логически стройную теорию.
Современный академический курс экономики, который преподают в учебных заведениях запада с середины XX в. и с 1990-х гг. в России, представляет собой определенный симбиоз неоклассической микроэкономики Маршалла и макроэкономики Кейнса. Но не простое объединение, а взаимоувязанное содержание этих двух частей, осуществленное группой американских ученых во главе с П. Самуэльсоном и названное «великим неоклассическим синтезом».
Задача экономике как науки по Самуэльсону заключается в том, чтобы дать ответы па три основных вопроса: что производить, как производить и для кого производить? Первое означает — какие именно товары и в каком количестве должны быть произведены. Второе — с использованием каких ресурсов и с помощью каких технологий следует производить товары. А третье — на кого именно, на какую группу потребителей должно быть ориентировано производство конкретного вида товаров.
- [1] При жизни Маркса вышел только первый том «Капитала» (1867), остальные увиделисвет благодаря соратнику Маркса — Ф. Энгельсу (1820—1895).