Закон денежного обращения в рамках различных денежных систем
Законы рынка есть постоянно поддерживаемые (объективно или сознательно) взаимосвязи (соотношения) между какими-либо рыночными явлениями или процессами. Закон денежного обращения есть взаимосвязь (соотношение) между основными составляющими денег — их количественной и качественной определенностью. Реализация данного закона происходила сначала объективно (в рамках продовольственной формы продуктового типа денежной системы), а затем сознательно (в рамках золотомонетной и золотостандартпой денежной систем, а также в условиях современного типа денежной системы). Требование данного закона состоит в поддержании в неизменном состоянии однажды установленного соотношения между количественной и качественной определенностью денег.
Как ранее отмечалось, количественная определенность денег выражается в определенном числе денежных единиц, указанном на законных носителях. В рамках каждой денежной системы выражение этой количественной определенности имело свои особенности. Так, в рамках продовольственной формы продуктового типа денежной системы она выражалась в числе тех продуктов, которые выступали тогда деньгами и требовались для осуществления конкретных сделок; но фиксировалась она в те времена просто в сознании участников рыночных отношений. В условиях золотомонетной денежной системы количественная определенность денег фиксировалась сначала в названии монет, а затем — в величине номинала, обозначаемого на них. В условиях золотостандартной денежной системы количественная определенность денег фиксировалась (должна была фиксироваться) эмиссионным центром страны, с одной стороны, в национальной денежной единице, а с другой — в числе этих единиц, обозначенном на всех банкнотах, выпущенных в обращение. В рамках же современного типа денежной системы количественная определенность денег фиксируется центральным банком страны в числе национальных денежных единиц, обозначенном на всех законных носителях[1].
Качественная же определенность денег выражается в их вещественном содержании, которое представляется их количественной определенностью. В рамках каждой денежной системы качественная определенность денег, как и их количественная определенность, также выражалась по-своему. Так, в условиях продовольственной формы продуктового типа денежной системы она выражалась в тех или иных продуктах потребления, выступавших тогда деньгами и предназначавшихся для непосредственного удовлетворения наиболее насущных потребностей людей. В условиях золотомонетной денежной системы она выражалась в золоте, содержавшемся в монетах определенного названия или определенного номинала. В условиях золотостандартной денежной системы она выражалась, с одной стороны, в количестве золота, которое представлялось одной национальной денежной единицей, а с другой — в величине золота, имевшегося у центрального банка и представлявшегося всей суммой денежных единиц, обозначенной на банкнотах, выпущенных в обращение. Наконец, в условиях современной денежной системы качественная определенность денег выражается вещественным содержанием рынка во всем многообразии его форм, раскрытом в параграфе 4.2.
Как уже отмечалось, требование закона денежного обращения заключается в поддержании в неизменном состоянии соотношения между количественной и качественной определенностью денег. В рамках продовольственной формы продуктового типа денежной системы реализация данного требования происходила объективно, т.е. независимо от познания его участниками рыночных отношений. Так, то или иное число денежных единиц всегда точно выражало количество продуктов, выступавших тогда деньгами и использовавшихся в рыночных сделках. Например, число «три» выражало именно три продукта, которые производитель-продавец желал получить за свой товар, а потребитель-покупатель имел их в наличии и готов был предоставить за интересующий его товарный продукт. Соотношение между количественной и качественной определенностью денег в таких условиях в принципе не могло быть нарушено; закон денежного обращения реализовывался объективно.
В условиях золотомонетной денежной системы требование закона денежного обращения состояло в том, чтобы монеты, имевшие то или иное название или тот или иной размер номинала, содержали в себе строго установленную величину золота определенного качества, чтобы соотношение между этими параметрами монет — их количественной и качественной определенностью — выдерживалось во всех монетах, производимых госу- дарем-государством. Соответственно, в таких условиях закон денежного обращения реализовывался уже сознательно. Непосредственно реализацией закона занимался эмитент монет — государь-государство, а контроль над его реализацией осуществляли рядовые участники рыночных отношений, использовавшие эти монеты в своих сделках. Они ревностно следили за тем, чтобы государь-государство не повышал(о) размер номинала монет без соответствующего возрастания величины золота в них. Соотношение между размером номинала монет и величиной золота в них изначально устанавливалось относительно произвольно; и потому было различным в разных странах. Но как только однажды оно было установлено, во всех последующих партиях монет, производимых государем-государством, масштаб денежной единицы должен был выдерживаться в неизменном состоянии. В поддержании такой неизменности масштаба денежной единицы состояло требование закона денежного обращения в условиях золотомонетной денежной системы; и этого же требовали рядовые участники рыночных отношений. Нарушение данного требования всегда вызывало у них активный протест.
- [1] Поскольку издержки ЦБ по производству денежных знаков и издержки коммерческихбанков по производству пластиковых карт как законных носителей числа денежных единиц ничтожно малы по сравнению с величиной того числа, которое на них обозначается,и от этих издержек можно отвлечься, постольку понятия «количественная определенностьденег» и «денежные средства» в современных условиях практически совпадают. В то времякак в рамках предыдущих денежных систем под количественной определенностью денегимелось в виду только лишь определенное число (денежных единиц).