Институт права собственности как центральный институт национального гражданского права
Право собственности издавна является одной из основных правовых категорий вообще, тем более для отношений, регулируемых международным частным правом. Это центральный институт гражданского права правовой системы любого государства, «ядро», лежащее в основе возникновения и существования других видов вещных нрав. Так, В. А. Савельев замечает, что «важнейшая со времени римских классических юристов задача частного права — создание правовых институтов и механизмов, адекватных социально-экономическим реалиям, — требует от современных юристов более глубокого, гибкого и комплексного осмысления права собственности»!.
В юридической литературе справедливо утверждается, что институт права собственности имеет ярко выраженный национальный характер, что доказывается особым порядком регулирования отношений собственности международным договором: регулирование ограничивается, как правило, коллизионным вопросом[1] [2].
Собственность — это право конкретных субъектов, отдельных лиц или коллективов, использовать определенные имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка. Содержание этого права раскрывается через совокупность исключительных субъективных правомочий собственника, каждое из которых обладает определенной спецификой и известной самостоятельностью. Эти исключительные правомочия сводятся, как правило, к трем: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.
Институт права собственности образует совокупность юридических норм, направленных па регулирование отношений собственности методами и средствами гражданско-правового характера. Право собственности является центральным институтом национального гражданского права. Его главное содержание и особенности состоят в том, что нормами института права собственности определяется правовое положение имущественных ценностей в хозяйственном обороте путем установления меры дозволенного поведения управомоченного лица.
Отчасти справедливым является встречающееся в юридической литературе утверждение о том, что до сих пор нет легального определения права собственности[3]. Действительно, непосредственно оно не закреплено ни в одном правовом акте РФ[4]. Однако, в п. 1 ст. 209 ГК РФ раскрывается содержание права собственности, определяются правомочия собственника, что, в общем-то, может быть положено в основу легального определения права собственности.
На основании анализа действующего российского законодательства можно назвать три характерных признака института права собственности.
- 1. Право собственности представляет собой вещное право. Такое положение закреплено практически во всех правовых системах, а не только в соответствующей системе Российской Федерации.
- 2. Право собственности относится к числу абсолютных (или исключительных) прав. Суть данного положения сводится к следующему: осуществление собственником своих правомочий исключает действия других лиц в отношении имущества, принадлежащего собственнику.
- 3. Право собственности представляет собой право, непосредственно вытекающее из закона. Одним из принципов гражданского законодательства большинства государств, в том числе и России, является принцип дозволения, предоставленный собственнику. Суть этого принципа: собственник вправе осуществлять любые действия, не запрещенные законом, при этом срок действия права собственности не ограничен во времени. Право собственности действует в течение всего времени, пока существует соответствующий объект права собственности.
Конечно, в международных гражданских отношениях вопросы собственности не играют такой же значимой роли, как в отношениях национальных. В настоящее время право собственности осуществляется в рамках двух основных блоков отношений, существующих между государствами и (или) частными субъектами различной национальной принадлежности[5].
Первый из них затрагивает коллизионные проблемы, возникающие в процессе регламентации и осуществления права собственности и имеющие сегодня особое значение. Действительно, основную роль в регулировании права собственности и других вещных прав с иностранным элементом играет коллизионное право, а основным методом регулирования является коллизионно-правовой метод. Дело в том, что в праве собственности практически невозможна международная унификация гражданских материально-правовых норм.
Следствием такого положения дел является отсутствие конвенций, содержащих унифицированные материально-правовые нормы, которые могли бы урегулировать данные отношения.
Второе направление регулирования вопросов права собственности в международном частном праве касается разрешения проблем экстерриториального действия законов о национализации, принятых в различных странах, а также определения рамок и границ участия иностранного капитала в разработке ресурсов и развитии экономики других государств (определение статуса, прав и обязанностей иностранных инвесторов в странах — реципиентах капитала).
Характеризуя права собственности, особое внимание следует уделить его субъектам и объектам. В Российской Федерации закрепляется собственность граждан и юридических лиц, муниципальных образований, а также государственная собственность, которая в свою очередь подразделяется на федеральную и собственность субъектов федерации. Такие же виды собственности устанавливаются и в большинстве государств мира.
- [1] Савельев В. Л. Проблема разделенной собственности и современная теория российскогогражданского права // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 113—123.
- [2] См., например: Капашевский В. А. Нормы международного права и гражданского законодательства России. М., 2004. С. 179.
- [3] Подробнее см.: Андреев Ю. Н. Собственность и право собственности : цивилистичсскисаспекты : монография. М.: Норма : ИНФРА-М, 2013. С. 13—43.
- [4] В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, предлагалось определить право собственности каквещное право, которое дает лицу наиболее полное господство над вещью, в том числе путемвладения, пользования и распоряжения ею, а также совершения в отношении ее любых действий, не запрещенных законом и не нарушающих права и охраняемые законом интересыдругих лиц.
- [5] См., например: Силкина И. В. Актуальные проблемы иммунитета иностранного государства и его собственности в международном частном праве : автореф. дис.... канд. юрид.наук. М„ 2007.