ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ПЕРВЫХ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ (1096—1203)
Подъем крестоносного движения, охвативший Западную Европу с конца XI в., сказался и на судьбе восточнохристианских государств. Особенно это стало заметно на примере Ромейской империи. Во-первых, империя, являвшаяся «мостом между Европой и Азией», оказалась на пути многих крестоносных армий. Во-вторых, сами бази- левсы, их дипломаты и полководцы были не прочь использовать в своих интересах крестоносное движение.
С конца XI в. главной проблемой империи было освобождение ее восточных провинций, захваченных турками-сельджуками.
Поэтому на протяжении XII в. и особенно в первой его половине внешняя политика империи Ромеев была сосредоточена на Крестовых походах и отношениях с крестоносными государствами. Эта политика, с одной стороны, гарантировала империи значительный успех на Востоке, с другой — вела к нарастанию угрозы с Запада.
Ромейская империя и Первый Крестовый поход
Эпоха «дворцовых переворотов» (второй-третьей четверти XI в.), поражение при Манцикерте в 1071 г., захват нормандцами имперских владений в Южной Италии поставили империю на грань внешнеполитического кризиса. В Малой Азии, захваченной сельджуками, возникло сильное мусульманское государство — Румский султанат, угрожавший самостоятельности православной Византии.
Император — полководец и дипломат
Новый император Алексей I Комнин (1081—1118) был возведен на престол армией в результате военного переворота. Он явился основателем новой сильной династии, правившей более 100 лет. Алексей I сумел организовать силы империи на борьбу с очередным нашествием с Востока и вторжениями с Запада. Вначале император упорядочил взимание налогов. Затем конфисковал имущество своих политических противников среди столичной знати. Популярность в войсках позволила ему провести их реорганизацию. Византийская армия стала еще более профессиональной. В ее рядах увеличилось количество наемников: англосаксов, датчан, норвежцев, но стало меньше славян.
В начале 1080-х гг. нормандцы под предводительством Роберта Гвискара захватили провинцию империи Эпир. Затем они перешли Фессалийские горы и осадили Фессалонику. Тогда император Алексей заручился поддержкой германского императора Генриха IV. Немецкие войска вошли в Италию и стали угрожать сицилийским нормандцам. Затем базилевс договорился о союзе с Венецией, которая имела сильный военный и торговый флот на Адриатическом и Средиземном морях. Ведь и ее корабли страдали от нападения нормандских пиратов. В 1085 г. умер Роберт Гвискар. После его смерти ромейские войска с помощью венецианского флота отвоевали Эпир и Фессалию, острова и гавани на Адриатике.
Между тем появилась новая опасность с севера. Против империи восстали славяне, населявшие Придунайскую Болгарию и страдавшие от тяжелых налогов. Они призвали на помощь печенегов, уже разгромленных на Руси и ушедших на Дунай. Печенеги и болгары вторглись во Фракию. В 1088 г. они нанесли ромеям тяжелое поражение у города Силистра, разорили Адрианополь и Филиппополь. Воспользовавшись этим, сельджуки привели свой флот к Босфору. Положение империи в период с 1088 по 1091 гг. стало столь же тяжелым, каким оно было летом 626 г., когда Константинополь одновременно осаждали персы и авары, или в 717—718 гг. при осаде столицы арабами и болгарами. В этот критический момент папа Урбан II повел переговоры с бази- левсом по вопросу об уступках в пользу католического духовенства. Алексей I и ромейские дипломаты на словах пошли навстречу Риму. Это дало возможность ромейскому императору в 1090—1091 гг. обратиться за военной помощью к королям и князьям Запада. Базилевс привлекал их возможностью завоеваний и обогащения на Востоке. Это увеличило приток наемников в армию империи. Но на этом византийская дипломатия далеко не исчерпала свои возможности. Ромеи нашли себе новых союзников — половцев. Те перешли Дунай и ударили в тыл печенегам. В апреле 1091 г. печенеги были разгромлены. Часть их перешла на службу в войска империи в качестве наемников. Вскоре ромей- ский флот неожиданно напал на сельджуков и сжег их корабли. Турки были отбиты от побережья Босфорского пролива до Никеи. Недалеко от Никеи, оставшейся у турок, была построена ромейская крепость Геле- нополь (Цитобус). Так действуя то дипломатическим путем, то военной силой, Алексей I избавил Константинополь и империю от грозившей опасности.