ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В результате изучения раздела обучающиеся должны: знать
• общие закономерности и исторические особенности процесса происхождения государства и права;
уметь
• оценивать различные теории происхождения государства и права;
владеть
• научной терминологией о происхождении государства и права.
СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ВЕРСИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Древнее общество и предпосылки возникновения государства и права
Исторический подход предполагает характеристику определенных сторон первобытного общества с использованием научных сведений из археологии, антропологии и этнографии, которые непосредственно изучают древнее общество.
На основе научных данных истории, археологии и этнографии выделяют следующие существенные признаки человеческого общества:
- — совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием;
- — общий интерес индивидов, имеющий постоянный и объективный характер;
- — взаимодействие и сотрудничество индивидов на основе общих интересов;
- — регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;
- — наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;
- — способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию[1].
Общество представляет собой сложную динамическую систему связей людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями; это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни[2]. Существенные признаки человеческого общества в данном определении необходимы для понимания в дальнейшем природы социальных институтов власти и регуляторов первобытного общества.
Знания о первобытном обществе не были всегда одинаковыми. Данный аспект очень важен для понимания природы возникновения государства и права, а также критики прежних представлений о государстве и праве, которые не так давно были господствующими в отечественной юриспруденции.
Если раньше, в XIX в., историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тыс. лет, а все что было до этого, из-за отсутствия достоверных источников, определялось предысторией, то сегодняшний уровень знания (примерно с 50-х гг. XX в.) о многих регионах охватывает период 10—12 тыс. лет и представляет собой вполне достоверные сведения об этом историческом диапазоне развития человеческого общества. Раньше исторические положения базировались на археологических данных в основном Европы и прилегающих к ней регионов. Эти данные искусственно распространялись на весь остальной мир. В настоящее время в орбиту научного осмысления вовлечены ранее не существовавшие исторические данные всех регионов земного шара.
Новые знания, характеризующие развитие первобытного общества, обусловили периодизацию ее истории на три периода: ранний, характеризующий стадию становления общества, средний — стадию его зрелости, и поздний период, в котором происходит распад первобытнообщинного строя.
Представляется бесперспективным анализировать историю первобытного общества с характеристики человекоподобных существ, живших 2 млн лет назад, или предков человека, живших 200 тыс. лет назад, хотя к этому времени «человек умелый» (вид ископаемых гоми- нид, высокоразвитый австралопитек, или первый представитель рода homo уже появился). Однако его нельзя считать ближайшим предком современного человека, так как трудно рассчитывать на достоверность научных данных, главным образом, о социальных аспектах жизни первобытных людей того периода. Более того, «человек умелый» — это еще не homo sapiens («человек разумный»). Другое дело кроманьонец (лат. homo sapiens — «человек разумный»; ранние представители современного человека в Европе и отчасти за ее пределами. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита) — ближайший предок современного человека, изначально имеющий социальную природу и наделенный природой сознанием и волей. Кроманьонцы унаследовали от своих предшественников большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперед. Это проявилось в развитии технологии изготовления орудий, в активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества.
Как утверждают исследователи, кроманьонец длительное время занимался охотой, рыболовством, собиранием плодов и кореньев растений, т. е. занимался присвоением готовых плодов природы, используя при этом примитивные орудия труда, изготавливаемые из готовых природных материалов (камня, кости, дерева). Появление кроманьонского человека датируется примерно 40 тыс. лет назад[3].
Период дикости, или каменный век, называют детством человечества. Большинство населения планеты пережило этот период примерно 30 тыс. лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Поэтому экономика первобытного общества данного периода характеризовалась как присваивающая.
Общественное устройство данного периода — стадная общность; первобытное стадо — малая локальная группа, клан, которые образованы на семейно-родственной основе. Сопоставление признаков человека умелого и человека разумного позволяет сделать вывод о том, что в эволюционном периоде стадной общности происходит своего рода переход в антропологическом развитии от человека умелого к человеку разумному.
В семейной общине объединялось, как правило, несколько поколений: родители, молодые женщины и мужчины, дети. Руководство общиной осуществлялось их членами — наиболее авторитетными добытчиками пищи.
Семейная община вела относительно кочевой образ жизни на определенной территории, что определялось состоянием природной среды, наличием природных ресурсов, необходимых для человеческого воспроизводства.
В первобытном обществе все орудия труда и добытые с их помощью средства к существованию признавались общими, а распределение их было по половозрастному признаку. Это общество характеризуется системой половозрастного разделения труда и распределения пищи, правилами брачно-семейных отношений.
Семейные общины на родственной основе могли объединяться в более крупные образования для защиты от нападений, организации коллективных охот и важных походов. Родственные отношения, лежащие в основе социальной организации первобытного общества, определяют его как родовой строй. Род пришел на смену первобытному стаду. Видимо тогда же и окончательно завершилось эволюционное возникновение типа современного человека, который принято именовать Homo sapiens (человек разумный). Подтверждением тому являются древнейшие находки в верхнепалеолитических слоях, которые датируются в абсолютных цифрах 25—28 тыс. лет назад.
Власть — древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. Природа власти в человеческом обществе зиждется на единстве биологических и социально-обусловленных свойств. Именно такой подход используется для определения структуры личности с ее свойствами, обусловливающими социальную власть. Наряду с чисто волевыми аспектами, власть обуславливают и социальный опыт, коммуникативные, организационно-управленческие и другие социальные свойства человека. В своем первоначальном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества.
Властными институтами первобытной организации людей были: общие собрания членов племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.
Вначале власть не давала никаких материальных преимуществ и основывалась в основном на авторитете. Однако власть предводителя семейной общины базировалась не только на его авторитете, но и, как справедливо обращает на это внимание А. Б. Венгеров, на возможности жестокого принуждения. В первобытном обществе были и различные организационные формы разрешения споров: состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин[4].
Описанная социальная организация первобытного общества тысячелетиями обеспечивала воспроизводство присваивающей экономики и гармоничное взаимодействие человека с природой, полностью соответствовала его потребностям. Именно на описании этой организации общества базируются представления патриархальной концепции происхождения государства и права.
Однако на рубеже 10—12 тыс. лет назад возникшие экологические кризисные явления, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Неблагоприятные изменения климата (по одним источникам — похолодание, по другим — аномальное повышение температуры) повлекли за собой существенные изменения в растительном мире (флоре) и, как следствие, вымирание крупных видов животных, бывших основным источником белковой пищи людей в определенных регионах. Была нарушена «пищевая цепочка», и первобытный человек как биологический вид тоже должен был вымереть. На эти кризисные явления человечество ответило переходом к новому способу существования и воспроизводства — к производящей экономике.
Переход от присваивающей к производящей экономике получил название неолитической революции, с результатами которой и связываются предпосылки возникновения государства и права. Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Гордон Чайлд в 1949 г. Неолитическая революция знаменует принципиальный качественный поворот, который произошел во всех сферах жизни человечества. Произошел переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и скотоводстве или одновременно на этих двух отраслях ведения хозяйства. Этот переход начался в различных регионах земного шара приблизительно 10—12 тыс. лет назад и занял примерно семь тысячелетий[5]. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание животных началось не позднее чем 10 тыс. лет назад[6]. Несмотря на свою длительность, этот период развития общества называется неолитической революцией потому, что он изменил всю материальную основу общества, его социальную и духовную организацию[7].
Переход к производящей экономике отдельные авторы называют периодом варварства, имеющим две крупные эпохи: бронзовый век (историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением ее в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие неолита, или совершался переход к освоению металла. Приблизительные хронологические рамки: конец IV — начало I тыс. до н. э.) и железный век (эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Ее хронологические границы: от IX—VII вв. до н. э., когда у многих первобытных племен Европы и Азии получила развитие собственная металлургия железа, и до времени возникновения у этих племен классового общества и государства).
В бронзовый век от собирательства, охоты и рыболовства, а также примитивных форм земледелия человечество переходит к подсечноогневому, неполивному, поливному, в том числе и ирригационному земледелию, к пастбищному, отгонному, а затем и кочевому скотоводству.
Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. В это время в Меланезии — одной из основных островных групп в Океании, в юго-западной части Тихого океана (главные острова и группы: Новая Гвинея, Бисмарка архипелаг, Соломоновы острова, Новые Гебриды, Новая Каледония, Фиджи) начали разводить таро — популярное пищевое растение Африки,
Юго-Восточной Азии и других тропических регионов. Более успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе «плодородного полумесяца» на Ближнем Востоке (условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков; занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, юго-запада Ирана и северо-запада Иордании). Тогда же и в этом регионе — в горах Загроса (горная система Ирана) — были одомашнены козы и овцы. Несколько позже, около 9 тыс. лет назад, в юго-восточной Азии был окультурен рис, а на другом континенте, в Мексике, — кукуруза.
Переход от присваивающей к производящей экономике, в особенности в железный век, сопровождался тремя крупными разделениями труда: отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла от земледелия и скотоводства, появление торговли.
С целью удовлетворения своих потребностей человек от присвоения готовых животных и растительных форм перешел к подлинно трудовой деятельности, т. е. к преобразованию природы и производству средств своей жизнедеятельности. В этом и заключалась социально-экономическая и экологическая сущность неолитической революции. Но нужно учитывать, что в разных регионах планеты неолитическая революция происходила асинхронно и с различной региональной спецификой.
Ученые выделяют три древнейших первичных очага человечества. Это Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании), где к VII—VI тыс. до н. э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство (выращивание пшеницы, ячменя и гороха, разведение коз) и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, древнейший город в Анатолии (территория азиатской части Турции), Джармо, ранненеолитическое поселение (VIII—VII тыс. до н. э.) к востоку от г. Киркук в Ираке, Иерихон, город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан). Вторым регионом была Мезоамерика (территория Мексики), где к концу III — началу II тыс. до н. э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса. Третьим центром развития человеческого общества стала территория Перу, где ко второй половине II тыс. до н. э. сформировалась экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства. Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала долго, в течение двух—четырех тысячелетий. Когда новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы, обмен уже накопленным производственным и социальным опытом резко сократил время перехода к производящим формам хозяйствования. В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.
Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества, и к IV—III тыс. до н. э. она стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Итогом неолитической революции явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ, на основе которых в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях от Средиземного моря до берегов Тихого океана происходит становление раннеклассовых обществ. По своему социально-экономическому значению и характеристикам этапы становления раннеземледельческих обществ занимают особое и самостоятельное место в общем процессе развития человечества. Дело в том, что демографический «взрыв» породил не только количественные, но и качественные параметры человеческого общества: многогранно выросли и развились общественные отношения. Усложнение организации производства, появление новых управленческих функций, становление новой трудовой деятельности, связанной с производством продуктов питания сформировало необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Прежние институты власти, характерные для общества присваивающей экономики, не могли справиться с нормированием и учетом результатов труда каждого члена общества, с определением его роли в создании и использовании общественных фондов. Поэтому объективно возникла необходимость в принципиально новом институте власти, в публичной власти, характерной для государственной организации общества, а также в новом социальном регуляторе.
Таким образом, естественное разделение труда в процессе неолитической революции, сопровождалось переходом человечества к производящей экономике, созданием излишков продуктов питания и других средств воспроизводства, что, в свою очередь приводит к резкому росту численности населения, усложнению общественных отношений как по количественным, так и по качественным показателям. Все это вместе взятое и подготовило появление в обществе объективных потребностей в новом институте власти и новом социальном регуляторе, которых ранее не знало первобытное общество.
- [1] Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб, пособие для вузов / под ред.проф. В. Г. Стрекозова. М. : «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. С. 33—34.
- [2] Теория права и государства : учебник для юрид. вузов / под ред. проф. В. В. Лазарева. М. : Право и Закон, 1996. С. 58.
- [3] См.: Марков А. В. Происхождение и эволюция человека / Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии. Иллюстр. доклад «Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека)» ; Geoffrey М. The Mating Mind: HowSexual Choice Shaped the Evolution of Human Nature. 2001 ; Гринин Л. E. Производительные силы и исторический процесс. 3-е. изд. М. : КомКнига, 2006 ; Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития:мир — системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М. : УРСС, 2007.
- [4] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2006. С. 29—33.
- [5] См.: Хроника человечества / сост. Бодо Харенберг. М. : Большая энциклопедия,1996, С. 17.
- [6] Anil К. Origin of agriculture and domestication of plants and animals linked to earlyHolocene climate amelioration (цит. по: Википедия). Gupta, Current Science. Vol. 87.№1. 10 July. 2004.
- [7] См.: Венгеров А. Б. Указ. соч. С. 29—33 ; Гавриков В. П. Теория государства и права:смена парадигмы. М. : Проспект, 2017. С. 46—56.