Новые тенденции в области инвестиционной политики

Национальная инвестиционная политика. Более двух третей мер инвестиционной политики, о которых было сообщено в 2010—2011 гг., относились к такой области как либерализация и поощрение ПИИ. Особенно это касалось Азии, а также стран Африки, где значительное число мер было направлено на облегчение условий доступа и размещения иностранных инвестиций. Эти меры включали в себя рационализацию процедур допуска и открытие новых или расширение существующих специальных экономических зон. Заметим, что при этом почти одна треть всех новых мер, принятых в 2011 г., относилась к категории регулирования и ограничения инвестиций.

Хотя очень многие страны продолжают применять чрезвычайные меры или держать значительные авуары после "спасательных операций" 2008—2009 гг., в 2010 г., начались свертывание схем поддержки и ликвидация обязательств, принятых в рамках чрезвычайных мер. Этот процесс протекает относительно медленно (под давлением МВФ, БМР и Евросоюза (ЕК)). По состоянию на 2011 г. правительства, согласно оценкам, оставались держателями унаследованных решений, в результате чего общее число известных дел составило 390, а дел, рассмотрение которых завершено, — 197. В подавляющем большинстве случаев истцами выступали инвесторы из развитых стран, а ответчиками — развивающиеся страны.

По мере того как страны продолжают заключать международные инвестиционные соглашения (МИС), порой добавив в них новаторские положения, направленные на изменение баланса в правах и обязательствах между государствами и компаниями, а также обеспечивая согласование МИС с другими направлениями государственной политики, полемика по принципиальным вопросам будущей ориентации режима МИС и оптимизации их вклада в устойчивое развитие становится все более острой. На национальном уровне это находит проявление в расширении диалога между значительным кругом заинтересованных сторон в инвестиционной сфере, включая гражданское общество, бизнес и парламентариев. На международном уровне примерами являются межправительственные дискуссии в ходе организованного ЮНКТАД в 2010 г. Всемирного инвестиционного форума, на сессиях Комиссии по инвестициям ЮНКТАД и совместных совещаниях ОЭСР- ЮНКТАД по инвестиционным вопросам. Общее число различных договоров и соглашений, заключенных в период 2000—2010 гг. представлено на рис. 13.1.

Число новых АИДН, ДИД и других МИС, заключенных за год, и итоговые данные, 2000—2010 гг.

Рис. 13.1. Число новых АИДН, ДИД и других МИС, заключенных за год, и итоговые данные, 2000—2010 гг.

Источник: UNCTAD. World Investment Report 2011. P. 16.

Как показано на рис. 13.1, за десятилетие произошел рост числа рассматриваемых договоров и соглашений со 100 с небольшим до 6 тыс. единиц. В Докладе ЮНКТАД отмечается, что в условиях, когда действуют тысячи договоров, проводится множество переговоров и применяются многочисленные механизмы урегулирования споров, современный режим МИС приблизился к той точке, когда он стал слишком громоздким и сложным как для правительств, так и для инвесторов[1]. Вместе с тем он обеспечивает защиту только двух третей глобального объема ПИИ и охватывает лишь одну пятую часть возможных двусторонних инвестиционных взаимоотношений. Для обеспечения полного охвата потребовалось бы заключить еще 14 100 двусторонних договоров. Это порождает вопросы, касающиеся не только усилий, необходимых для завершения формирования глобальной сети МИС, но и отдачи от его режима и эффективности с точки зрения поощрения и защиты инвестиций, а также раскрытия потенциала МИС в плане влияния на процесс развития стран. В течение 2011 г. в мире было заключено 47 новых МИС — это самый низкий показатель с середины 1990-х гг., когда ежегодно в среднем заключались около 220 таких соглашений[2].

  • [1] UNCTAD. Доклад о мировых инвестициях 2011. С. 16.
  • [2] Там же. С. 31.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >